ЛиАЗ-677: история всеми любимого советского автобуса «скотовоза»
Автобус «скотовоз» использовался во всех городах Советского Союза, где был хотя бы намек на городское или пригородное автобусное сообщение. Его бензиновый движок охотно лопал по 50-60 литров топлива на «сотню» и не давился. В салоне всегда было тепло благодаря специфике компоновочного решения с двигателем, установленным в передней части шасси.
Причем, прямо-таки тропическая жара в салоне была и в лютые зимы, и знойным летом. И жара эта была практически всегда с ароматом выхлопных газов — спасибо все тому же компоновочному решению. Недостаток? Черта с два — лучше нюхать несварение «зиловского» агрегата, чем покрываться инеем от холода, как в дизельных «Икарусах».
История автобуса ЛиАЗ-677
История так горячо любимого советским пролетариатом автобуса как и все в СССР началась с того, что еще будучи прототипом, он уже устарел. Первый опытный образец в подмосковном Ликино-Дулево был готов в 1962 году, и это был прорыв. Просторный салон на 110 человек, пара широких дверей-гармошек, здоровенный 7-литровый V8, который выдавал 180 л.с., пусть всего лишь двухступенчатая, но впервые для автобусов автоматическая трансмиссия, гидроусилитель руля от Урал-377, крепкий задний мост RABA-MAN 018.53, пневмоподвеска (два баллона и два амортизатора спереди и вдвое больше сзади).
Со всем этим богатством «луноход» выдавал максимальную скорость в 70 км/ч (спидометр инженеры-оптимисты зачем-то разметили до 120 км/ч) — неплохой показатель для городского сообщения.
К 1968 году, когда автобус наконец-таки прошел все согласования и доработки, был налажен мелкосерийный выпуск, и лишь с июня 1970 года сборка автобусов была переведена на главный конвейер завода. К этому времени ЛиАЗ-677 уже не выглядел таким уж передовым. Высокопольные автобусы в конце 1960-х уже выглядели атавизмом, как и прожорливый бензиновый движок.
Но, как говорится, кто слаще морковки ничего не пробовал... В СССР сравнивать было особо не с чем, поэтому во время демонстрации первого товарного 677-го на ВДНХ разработчики были награждены медалью выставки. В 1970-е подмосковное предприятие медленно но верно наращивало объемы производства: к 1994 году, когда последний 677-й сошел с конвейера тираж «лунохода» составил без малого 200 000 единиц.
При всех своих недостатках, 677-й был чертовски живучим транспортным средством. Шутка ли, в 1990-е его сняли с производства, но из эксплуатации последний «луноход» вывели — только сядьте — в 2015 году! Естественно, столь долгая работа в автоколоннах не проходила даром. Всем до боли знакомый булькающий звук, известный в народе как «звон пустых бутылок», признак конструктивного износа.
На 677-м коробка передач не соединена с двигателем в единый агрегат. Она установлена отдельно (под полом салона в районе первой двери) и связана длинной карданной передачей с мотором. Подвесные подшипники и карданные шарниры постоянно изнашивались, но менять их никто не спешил. Это приводило к вибрации вала и ударным нагрузкам даже на холостом ходу.
Прогрессивная в теории подвеска в процессе эксплуатации превращала «луноход» в этакого неваляшку, а при сравнительно небольшой загрузке пассажирами, корма автобуса имела склонность к повышенной вертикальной раскачке на неровных дорогах. В 1972 году автобус начал оснащаться пневморессорной подвеской вместо пневматической, но едва ли это помогло победить раскачку. Под полом 677-го проходил выпускной тракт, который по мере износа активно наполнял салон выхлопными газами. На вонь жаловались и пассажиры, и водители. Ремонт? Не, не слышали.
Наконец, тот самый некогда передовой гидротрансформатор тоже попил немало крови. Трансмиссионные потери были чудовищными, и без того прожорливый движок-ветеран, который еще и частенько перегревался, хлебал 76-й бензин вдвое активнее.
Вдобавок, автобусу с большим трудом давались подъемы, а в некоторых случаях для штурма холма водителю приходилось высаживать пассажиров. Ходят байки, что иногда те самые пассажиры даже помогали заталкивать 677-й в горку. Тем не менее, 677-й скорее любили, чем как в том анекдоте про мышек и кактус. Он не был идеальным, но всегда долгожданным.
Почему автобус называли «скотовозом»
В народе ЛиАЗ-677 получил прозвища «Луноход» и «Скотовоз». «Луноходом» его прозвали из-за плавного движения и мягкой подвески, которая создавала ощущение будто автобус «плывет». «Скотовозом» же его называли из-за особенностей конструкции салона. Салон автобуса был рассчитан на 25 сидячих мест, однако при необходимости он мог вместить до 110 человек, в основном стоячих пассажиров.
Это позволяло автобусу перевозить в 3 раза больше людей по сравнению с другими моделями автобусов того времени. Несмотря на эти особенности, автобус пользовался популярностью среди населения, так как обеспечивал быстрый и доступный способ передвижения в условиях большого города. Однако, те кто хоть раз ездил в этом автобусе при максимальной «загрузке», понимали, насколько тяжело было находиться в таких условиях, сравнимых с «стойлом».
Как модифицировали ЛиАЗ-677
Создание автобуса ЛиАЗ-677М с улучшенными технико-эксплуатационными характеристиками было предусмотрено планом ОКР ещё на 1973 год. Только к концу 9-й пятилетки был создан технический проект и были изготовлены два первых опытных образца (один из которых был оборудован форкамерно-факельным двигателем ЗИЛ-375ЯФ).
В 1976 году оба образца успешно прошли приемочные тесты. В следующем, 1977 году был изготовлен еще один опытный образец с учетом замечаний Министерства автомобильной промышленности СССР. Затем документация была передана в производство, и дело дошло до выпуска двух опытных промышленных партий: 10 автобусов в 1977 г. и 25 — в 1978 г.
Автобусы одного года выпуска имели заметные конструктивные различия в дверях, наддверных балках, радиаторных люках, верхних габаритных огнях и в оформлении передней части. Выпуск партии, запланированной на 1979 г., так и не был осуществлен.
ЛиАЗ-677B — модификация для пригородного транспорта. Автобусы данной модификации отличаются четырехрядным расположением сидений, отсутствием заднего накопительного площадки (вместо нее установлены пассажирские сидения) и равным уровнем пола во всем салоне. В крыше имеются вентиляционные люки.
В отличие от городской версии автобуса, пригородная модификация имеет запасное колесо, которое располагается либо под полом на задней части автобуса, либо на внешней стороне задней стенки автобуса, а иногда и в салоне автобуса на задней площадке. Количество сидячих мест составляет 35, вместимость — 67 пассажиров. Автобус выпускался с 1973 до 1978 года, после чего его заменил несколько модернизированный ЛиАЗ-677MB, который выпускался до 1994 года. Характеристики и особенности этих двух модификаций идентичны. Оптовая цена ЛиАЗ-677MB составляет 15 730 рублей.
ЛиАЗ-677A — модификация для холодного климата (от -60 до +40 градусов Цельсия), отличается наличием теплоизоляции кузова и четырехрядным расположением сидений. Количество сидячих мест — 34, общая вместимость — 66 человек. Опытный образец был выпущен в 1967 году. Серийное производство началось в следующем году.
Вместо ЛиАЗ-677A в 1982 году начали производить его модернизированную версию, ЛиАЗ-677MC (на основе ЛиАЗ-677M). Эти автобусы отличаются двойным остеклением от своих предшественников. Число сидячих мест — 29. Общая вместимость — 74 человека.
КАвЗ-3100 «Сибирь» — это укороченная на одно окно версия автобуса для холодных климатических условий. Он не был запущен в серийное производство.
ЛиАЗ-677 был разработан в 1960-е годы и стал одним из самых популярных автобусов своего времени. Он выпускался на Ликинском автобусном заводе и имел несколько модификаций, каждая из которых была предназначена для определенных целей. Например, модификация ЛиАЗ-677В была разработана специально для экскурсий и имела всего одну дверь для удобства входа и выхода пассажиров. Эта модель также отличалась наличием специального сиденья для гида и комфортабельными сиденьями для пассажиров.
Модификация ЛиАЗ-677П была разработана для использования на перронах и имела две двери с каждой стороны автобуса. Она была рассчитана на перевозку до 110 пассажиров и имела всего 10 сидений. Было изготовлено только три опытных образца этой модели.
ЛиАЗ-677Г был газобаллонным автобусом, который работал на сжиженном нефтяном газе. Его двигатель мощностью 118 кВт позволял автобусу развивать высокую скорость и обеспечивать комфорт для пассажиров. Внешне он не отличался от обычных ЛиАЗ-677, но газовые баллоны, установленные на крыше, делали его уникальным.
ЛиАЗ-5930, также известный как ПТС-ЦТ «Лотос», был специальным автобусом, предназначенным для использования в качестве передвижной телевизионной станции. Он был оснащен полным комплектом телевизионного оборудования и имел кузов, изготовленный из цельнометаллических материалов. Кузов автобуса имел две двери, расположенные с правой стороны и сзади, а также выдвижные лестницы у каждой двери.
Для обеспечения комфортных условий работы телевизионной команды, кузов автобуса был оборудован системой кондиционирования воздуха, которая позволяла регулировать температуру и приток свежего воздуха. Кроме того, автобус был оснащен системой отопления, которая работала от радиатора в системе охлаждения двигателя, а также четырьмя вентиляторами для поддержания оптимальной температуры во время движения.
В зависимости от варианта комплектации, автобус мог быть предназначен для черно-белых или цветных телевизионных передач. В кузове автобуса также была установлена аппаратура для видеозаписи, а также стол, штативы, шкафы и переносные сиденья для удобства работы телевизионной команды. Для связи с внешним миром в автобусе были установлены телефоны и пульты управления.
Автобус ЛиАЗ-5930 стал незаменимым помощником для телевизионщиков, обеспечивая им комфортные условия работы и возможность быстро перемещаться между различными локациями для проведения съемок.
Финал «скотовоза»: как прекратилось производство автобуса
В течение 2000-х годов, ЛиАЗ-677М автобусы начали активно выводиться из эксплуатации во многих городах, поскольку считались устаревшими, не прибыльными и не подходящими для установки автоматизированных систем контроля оплаты проезда. В Москве и Киеве эксплуатация этих автобусов прекратилась в 2004 году. В Орехове-Зуеве их перестали использовать 13 декабря 2005, в Санкт-Петербурге — 1 апреля 2006 (хотя они были сняты с регулярного использования с 1 июля 2005). В Петропавловске-Камчатском — с июля 2006, в Электростали — в 2006. В Минске и Красноярске — в 2007, в Екатеринбурге, Омске и Липецке — в 2008. В Кирове, Рязани и Ельце — в 2009, в Данкове, Рыбинске и Самаре — в 2010.
На конец 2020 года, самое большое количество автобусов-«скотовозов», включая различные модификации, сохранилось в Краснокаменске Забайкальского края и они, начиная с 1 октября 2020 года, больше не используются на маршрутах. Регулярное использование автобусов в большей степени представлено в Зеленогорске (Красноярского край), где насчитывается 19 единиц техники.
В 2020 году последние автобусы ЛиАЗ этой модели в городе Амурск были выведены из регулярной эксплуатации и, согласно информации на сайте Амурского ПАТП, списаны. Восемь автобусов ЛиАЗ-677 используются в украинском городе Александрия. По два автобуса используются в Арзамасе (Нижегородская область) и Волгодонске (Ростовская область), а также в казахском городе Рудный. В мае 2022 года в Амурске был замечен единственный линейный автобус ЛиАЗ-677М в России.