Porsche 914: спорткар для бедных, или подстава от Volkswagen

Да, это Porsche. Да, серийный, а не какой-нибудь там единичный концепт. Скажете, чудаковатая внешность, совсем не свойственная изящной линейке Porsche? Ну, представьте, что на дворе 1970-е, и все — от музыкантов до автопроизводителей — во всю экспериментируют. Вдобавок, семейству Порше позарез требовалась новая «народная» модель, дешевый массовый спорткар, этакий входной билет в марку, для чего они решили скооперироваться с некогда родственной Volkswagen. И очень зря...
Porsche 914: спорткар для бедных, или подстава от Volkswagen

Год 1964-й. Боссы Porsche вовсю чешут свои обеспокоенные немецкие головы: цены на модели 911 и 356 в силу чисто экономических причин растут как борщевик на обочине, а спрос всего модельного ряда падает. Не ровен час, и популярность марки окажется на уровне канализационного люка! И тогда в компании прибегают, может, не к самому изящному, но весьма дешевому способу: покопаться в инженерных закромах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Покопались на редкость удачно. В 1965 году Porsche представляет классную новинку — модель начального сегмента с индексом 912. В качестве платформы для нее использовали тележку и кузов от старшего 911-го, а мотор взяли от 356-го — старый и не такой прыткий, но надежный и простой агрегат. Дешевой новинкой (хотя, ничего нового в ней и не было, кроме цены) Porsche сорвала джекпот и еле успевала подставлять карманы. Кроме шуток, 912-й продавался лучше флагманского 911-го, а всего спустя пару лет после старта продаж модель запросто перемахнула стотысячный объем производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К концу 1960-х 912-я уже требовала обновления, да и в сегменте «спорткары для бедных» покупатели начали нос воротить. В это же время народный Volkswagen чует, что его спортивная красавица Karmann Ghia тоже перестает быть интересной для покупателей. Обеим компаниям потребовался свежий автомобиль с одинаковыми потребкачествами. Рабоче-крестьянской Volkswagen нужен был крутой и недорогой спорткар, чтобы поставить его на верхушку модельной линейки, а Porsche... все тоже самое, только место ему приготовили в самом начале «пищевой цепи» компании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге, компании ударили по рукам, и работа закипела: спецы Volkswagen трудились над недорогой платформой, Porsche взяла на себя весь остальной инжиниринг и движки. Во главе проекта 914 встал Фердинанд Пиех, прямой внук основателя династии Фердинанда Порше. Уже 1 марта 1968 года его команда представила первый прототип 914-го: впервые для немецкого автомобиля среднемоторная компоновка, задний привод, двухместный кузов тарга, тяговитые оппозитники от Porsche, недорогое шасси от Volkswagen... Это была бы одна из лучших коллабораций в автомобильном бизнесе, но не судьба.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После презентации первого прототипа 914-го, 12 апреля, внезапно умирает глава «Фольксваген» Хайнц Нордхофф — давний друг всего семейства Порше, с которым у него было заключено джентельменское соглашение в том числе и по поводу разработки 914-го, а на его место встает Курт Лоц. Многие считают Лоца талантливым управленцем, человеком слова и далее по списку. Тем не менее, после назначения, Лоц заявил, что Volkswagen обладает всеми правами на 914-ю модель и не имеет экономического стимула делиться ею с Porsche, если компания не будет участвовать в расходах на платформу. Так, наплевав на все договоренности и чуть не отобрав у Porsche практически готовый автомобиль, Лоц фактически убил новинку еще до начала серийного производства, ведь концепция цены и маркетинга для 914 полностью провалилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фердинанд Пиех понимал, что модель надо спасать и пошел на уступки. В итоге, для 914 спешно разработали новое шасси на основе платформы от Porsche 911. Получился, конечно, классный автомобиль, истинный Porsche, но цена на 914-ю модель улетела в стратосферу и оказалась немногим меньше топового 911-го. Тем не менее, отступать было уже поздно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модели от Volkswagen оснащались 1,7-литровым 80-сильным воздушным оппозитником с четырьмя цилиндрами и впрыском топлива. На вариант Porsche 914/6 ставили более мощный карбюраторный 110-сильный 6-цилиндровый мотор объемом 2,0 литра от модели 911T. Мотор-то классный, но такой вариант 914-го стоил чертовски дорого. Как результат, в 1972 году модификацию сняли с производства, продав чуть более трех тысяч автомобилей. Но уже в следующем году его место занимает новый 100-сильный 4-цилиндровый агрегат с впрыском топлива. Всего у модели было шесть модификаций, все оснащались кондиционером, в базе стояла 5-ступенчатая механика, а на 914/6 в качестве опции ставили 4-ступенчатый «автомат» Sportomatic.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По части инжиниринга проблем модель не имела. Даже чудаковатый внешний вид в свое время принес модели знаменитость — 914-ю охотно снимали в кино и сериалах. Подкачал маркетинг: хороший автомобиль стал заложником своей цены. В итоге, в 1976 году модель было решено снять с производства — спрос на нее был ничтожным, а общий объем выпуска за все время производства составил без малого 120 000 единиц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1976 году Porsche возрождает 912-ю модель. Так они решили заткнуть брешь в модельном ряду ровно на один год и только на рынке Северной Америки, пока инженеры Porsche готовят простую, но революционную для компании новинку с индексом 924, которая впоследствии порвет конкурентов вклочья. Правда, это уже совсем другая история...