Самокат S-класса: Дальнозоркость на дороге
Дело в том, что в качестве опции к этому автомобилю предлагаются передовые радарные системы, которые обещают, во-первых, значительно сократить количество ДТП на дорогах, а во-вторых, облегчить управление автомобилем. Правда, российским покупателям эти системы пока не предлагаются: в основе их лежат радары ближнего действия, которые работают на запрещенной в России частоте 24 ГГц. Поэтому российским журналистам предложили опробовать тестовый Mercedes S-класса, оснащенный радарными технологиями, вдалеке от основных автомагистралей — в глубине ВВЦ. «Достижение немецкого народного хозяйства» скромно ездило по узеньким дорожкам, а поскольку автомобильных пробок, в которых водитель нового S-класса чувствует себя максимально комфортно, на территории ВВЦ не бывает, их имитацией занимался Mercedes Gelandewagen, ехавший впереди.
Помощник и только
«Setzen Sie sich, bitte», — это приглашает меня за руль тестового автомобиля разработчик радарной системы. Сажусь. Немецкий специалист рассказывает, что автомобиль оснащен радарами дальнего и ближнего действия, на основе их данных работают передовые системы Distronic Plus и Brake Assist Plus.
Первая система — это адаптивный круиз-контроль, который способен работать в диапазоне скоростей от 0 до 200 км/ч. Так что, если вы попали в пробку, нет нужды нажимать на педали тормоза и газа, достаточно включить круиз-контроль, и машина будет сама разгоняться с места, набирать скорость, а потом при приближении к другому автомобилю останавливаться. Водителю остается лишь подруливать при необходимости. Другая система — Brake Assist Plus — это, по сути, тот же усилитель экстренного торможения, который устанавливается на большинство современных автомобилей. Но если последний срабатывает только в случае, когда водитель нажимает на педаль резко, но недостаточно сильно, то Brake Assist Plus получает данные с радаров и, если обнаруживает риск столкновения с впереди идущим автомобилем, автоматически выбирает оптимальное давление в тормозной системе и соответственно необходимую эффективность торможения. Вот это да! Завожу мотор, разгоняюсь километров до 80 в час и направляю свою машину в едва едущий впереди внедорожник. Выжидаю, когда моя машина начнет автоматически тормозить, но она едет, как ни в чем не бывало, а Gelandewagen уже совсем близко, и главное — его никак не объедешь. Глядя в печальные глаза разработчика системы, понимаю, что что-то идет не так. Жму на тормоз, да и едущий впереди Gelandewagen, почувствовав неладное, ускоряется. Мой S-класс замирает буквально в сантиметрах от удаляющегося G-класса. Пронесло!
«Что-то отказало?» — спрашиваю. «Да нет же! Почему вы не тормозили?» Оказалось, что система Brake Assist Plus не настолько умна, как мне показалось вначале. Она срабатывает, если водитель все-таки начинает тормозить. Достаточно лишь слегка нажать на педаль тормоза, и система сама остановит автомобиль с необходимым замедлением. В чем я и убеждаюсь при следующем, уже штатном, торможении. Впрочем, будущая, более совершенная система PRE-SAFE Brake будет срабатывать уже без нажатия на педаль, правда, только в случае неизбежности столкновения — этакая система предупреждения самоубийств. Инженеры считают, что электроника пока не настолько совершенна, чтобы полностью ей доверять...
Не полностью автоматическим оказался и «круиз-контроль для пробок» Distronic Plus. При его включении автомобиль действительно сам тормозится — наступать на педаль тормоза не надо — а вот чтобы потом тронуться с места, надо все же слегка нажать на педаль газа или толкнуть рычаг темпомата. Опять же недоверие к электронике: ведь радары умеют различать только машины, а вот с пешеходами и мотоциклами у системы пока проблемы.
Спасти рассеянного
Но главная миссия новых систем — это не повышение удобства управления автомобилем. Слышали анекдот о появлении автомобилей-стрингов? Они ездят по городу и врезаются в зад. Так вот новая система поддержки водителя создана именно для того, чтобы уменьшить количество подобных автомобилей. Специалисты DaimlerChrysler заявляют, что радар ближнего действия позволяет предотвратить аварию либо снизить тяжесть ее последствий в 88% случаев столкновений с впереди идущим автомобилем. Так что в скором будущем автомобильные радары грозят стать неотъемлемым атрибутом безопасной машины. По заявлению Федеральной комиссии по связи США, радар ближнего действия принесет столько же пользы для безопасности на дорогах, сколько в свое время принесли подушки безопасности.
А что касается удобства управления — это побочное явление. Тем не менее вполне привлекательное. Представьте, например, такую не очень редкую ситуацию: водитель не замечает, что сзади припарковалась другая машина, и резко сдает назад, но его «умная» машина сама автоматически тормозится, предотвращая столкновение. Такая технология еще не реализована, но, вероятно, это вопрос скорого будущего.
Будущее и настоящее
«Вы первые люди, ездившие на автомобиле с радарными технологиями будущего по России», — заявил нам после тест-драйва руководитель отдела сенсорной автоматики концерна DaimlerChrysler Герхард Рольманн.
«И последние», — пошутил коллега из другого издания. Действительно, какой смысл проводить презентацию радарных систем в стране, где они недоступны? Ответ прост: вторыми (хочется верить, что именно вторыми) эту систему опробуют специалисты и чиновники, от мнения которых будет зависеть российское будущее системы. Представители DaimlerChrysler считают, что никаких помех другим системам, работающим на тех же частотах, их автомобильные радары не создадут: ведь мощность сигнала не более 0,042 Вт.
В США автомобильные радары, работающие на частоте 24 ГГц, разрешены уже с 2002 года, а в начале 2005-го «зеленый свет» их применению был дан в большинстве стран ЕС. Так что разрешенными радарные технологии могут стать в России в любой момент.
Причем Mercedes S-класса будет только первенцем, а за ним в скором времени последуют многие другие автомобили. Ведь разработкой радарных систем сейчас занимаются практически все известные автопроизводители. Специально для выработки единого стандарта для автомобильных радарных технологий в Европе, например, был создан Консорциум по выделению частот для автомобильного радара ближнего действия SARA, в состав которого входят десятки автомобильных фирм. В частности, этим Консорциумом было принято решение пока для развития технологии использовать более доступные радары ближнего действия частотой 24 ГГц, но в 2013 году планируется перейти на более эффективные системы с частотой работы 79 ГГц — их применение позволит усовершенствовать системы автоматического торможения, которые непременно найдут применение в будущем.
Впрочем, уже сейчас подобные системы применяют несколько производителей. В США, например, некоторые модели автомобилей марок Lexus и Toyota владельцам предлагают оснастить системой круиз-контроля, который работает и в «пробке». Правда, вместо радиоволновых радаров японская фирма ставит на эти машины лазерные. А схожая с Brake Assist Plus система автоматического торможения применяется на некоторых моделях марки Acura. Так что в США радары уже не новость.
Найдут ли они поклонников в России, когда будут разрешены? Немецкая цена такой системы — 2600 евро, и вряд ли владельцы нового S-класса, точнее, те из них, кто имеет собственного шофера, будут переплачивать ради того, чтобы профессиональный водитель расслаблялся в пробке. Однако в скором будущем такие системы неизбежно подешевеют. А если они действительно позволят заметно сократить уровень ДТП и смертность на дорогах, не исключено, что использование их будет поощряться на правительственном уровне.
Впрочем, у радарных технологий есть и недостатки. Отвыкание от них может быть болезненным. В буквальном смысле.