«Хрум-хрум» и «шлеп-шлеп»: ставим диагнозы по звукам вашего автомобиля
Движущийся автомобиль — это целый симфонический оркестр, где каждый инструмент уверенно ведет свою партию. Гудят шины, урчит двигатель, мурлычет выхлопная труба... Но вдруг в этот мирный ансамбль вкрадываются диссонирующие звуки. У опытного водителя всегда ушки на макушке: «Вы слышали? Это еще что?» Мы попробовали составить своего рода каталог таких «неправильных звуков» и подсказать, какие из них можно пропустить мимо ушей, а какие намекают на будущий ремонт и насколько необходимо с этим ремонтом поспешить
Шлеп-шлеп-шлеп
Откуда? Звук исходит от одной или нескольких шин.
Когда? По утрам, в начале движения, на малой скорости. Когда разгоняетесь, частота шлепков увеличивается.
В чем дело? Если у вас стоят шины с нейлоновым кордом (такие сейчас, правда, большая редкость), они могут деформироваться за время ночной стоянки, и при вращении плоский участок будет шлепать по асфальту. Однако, как только шины прогреются, этот звук должен исчезнуть.
Чем грозит? Ничем.
Починка. Если это вас достало, поставьте шины с металлокордом.
Ффффффффффффффффф
Откуда? Из-под капота.
Когда? Легче всего заметить при нажатии на педаль газа на стоящем автомобиле.
В чем дело? «Сечет» прокладка между выпускным коллектором и приемной трубой, и отработанные газы пробиваются наружу, не доходя до глушителя.
Чем грозит? Эта хвороба сама не вылечится. Факел раскаленных отработавших газов имеет немалую разрушительную силу и со временем необратимо испортит фланец коллектора. С ремонтом советуем поспешить: угарный газ, содержащийся в выхлопе, смертельно опасен (!)
Починка. Как можно скорее замените прокладку, пока выхлоп не проел ваш коллектор.
Дрынь-дрыньдрынь
Откуда? Из-под днища машины, ближе к задней части.
Когда? Только во время движения. С изменением скорости частота звука тоже меняется.
В чем дело? Кардан (только в полноприводных или заднеприводных машинах). Шарниры вашего карданного вала растеряли всю смазку, разболтались и готовы рассыпаться.
Чем грозит? В шоферской мифологии бытуют рассказы о том, как вывалившийся на скорости карданный вал упирается в асфальт и переворачивает через голову весь автомобиль. Все это, конечно, вранье, но не хотите ли вы проверить легенду на собственной шкуре?
Починка. Замените карданные соединения.
ИИИИИИИИИИЙООООООООооооооо
Откуда? Изнутри колес.
Когда? При торможении.
В чем дело? Тормозные колодки скользят по поверхности тормозных дисков и, как смычок из скрипки, извлекают из них свою душераздирающую музыку.
Чем грозит? Бывает и не такое. На работе тормозов это не сказывается.
Починка. Если звук достал, попробуйте заменить колодки или... во время езды надевайте «беруши». (Бывают случаи, когда этот визг оказывается практически непобедим.)
СССссссссссс
Откуда? Из-под капота.
Когда? При работе двигателя, но особенно заметно на холостых оборотах.
В чем дело? Подсос воздуха из-под капота. Порвалась или соскочила одна из трубок, соединенных с впускным коллектором.
Чем грозит? С ремонтом следует поторопиться, при такой неисправности значительно снижается эффективность вакуумного усилителя тормозного привода, а с тормозами лучше не шутить. Кроме того, неучтенный расходомером воздух приводит к неправильной работе двигателя.
Починка. Наденьте поплотнее трубку или поставьте новую.
ЙЙОООoooo-УУУрррpp...
Откуда? Из-под капота
Когда? Если вы поворачиваете баранку вправо или влево до упора и удерживаете ее в этом положении.
В чем дело? Перепускной клапан в насосе гидроусилителя руля сбрасывает избыточную рабочую жидкость из гидросистемы в резервуар. Так оно и должно происходить, но, может быть, не всегда так громко.
Чем грозит? «На скорость, — как говорят бывалые шофера, — не влияет». Так что наплевать и забыть.
Починка. Все и так в порядке. Если уж руки чешутся что-нибудь сделать, проверьте уровень жидкости в бачке гидроусилителя. И еще — не крутите баранку до упора, не пугайте прохожих и поберегите ремень привода.
УИИИИИИИИИ-аааааааааааааааа!..
Откуда? Из-под капота.
Когда? Сразу после запуска. Затихает после того, как пару раз придавите педаль газа.
В чем дело? Визжит ремень генератора. Ремень растянулся или остекленел, ослаб натяжитель или перекосились шкивы.
Чем грозит? Внесите в список первоочередных ремонтных работ, не уезжайте слишком далеко. Это само по себе не пройдет, ремень может порваться. Кроме того, на многих машинах насос охлаждения двигателя приводится этим же ремнем, и его разрыв чреват не только быстрой разрядкой аккумулятора, но и перегревом двигателя. Впрочем, установить новый ремень вместо разорванного часто по силам и непрофессионалу, так что стоит возить с собой запасной ремень.
Починка. Восстановить натяжение ремня, проверить положение шкивов. В крайнем случае, заменить ремень на новый.
ХрумХрум. ХрумХрум
Откуда? Где-то спереди
Когда? На холостых оборотах. (Заодно посмотрите под водяным насосом — не подтекает ли охлаждающая жидкость.)
В чем дело? Подшипники водяного насоса.
Чем грозит? Когда подшипники рассыплются окончательно, машина станет оставлять на асфальте капли антифриза, что вскоре приведет к перегреву двигателя. В некоторых моделях автомобилей соосный с насосом вентилятор может вылезти вперед и резануть лопастями по радиатору. Вот тогда уж потечет конкретно.
Починка. Новый насос, и никак иначе.
Кланк-кланк
Откуда? Из передней подвески.
Когда? Сначала только во время парковки, а потом уже на всех ухабах.
В чем дело? Шаровая опора — соединение стойки с рычагом подвески. Как всегда, закончилась смазка, металл скребет по металлу, разжевывая узел.
Чем грозит? Большими неприятностями: на скорости может отлететь колесо. Избегайте ухабистых дорог, крутых поворотов и выбоин в асфальте. Цельте прямиком на автосервис.
Починка. Замена шаровой опоры.
Тук-тук-тук
Откуда? Спереди, по одному или по обоим бортам машины.
Когда? При медленном прохождении поворота со слегка выжатой педалью акселератора.
В чем дело? Разболтался ШРУС (шарнир равных угловых скоростей), позволяющий передним колесам одновременно и рулить, и обеспечивать тягу. Скорее всего, порвался его пыльник и вытекла вся смазка, а может, просто пришел его срок.
Чем грозит? Не уезжайте далеко из города. Не газуйте на поворотах. Когда шарнир развалится, переднеприводная машина встанет намертво. На полноприводной с блокировкой центрального дифференциала еще можно будет добраться до сервиса.
Починка. Замена ШРУСов.
Клунг. Кланг
Откуда? Из-под днища машины, где-то посередке.
Когда? На светофорах, при старте. Чаще всего на автомобилях с автоматической коробкой передач.
В чем дело? Шлицевое соединение, меняющее длину карданного вала, при торможении и разгоне сдвигается и раздвигается, причем делает это отнюдь не беззвучно.
Чем грозит? Да ничем. Злись не злись, но у них так у всех (или почти у всех, или почти всегда...).
Починка. Обратитесь в автосервис. Или просто сделайте погромче музыку в машине.