«Хрум-хрум» и «шлеп-шлеп»: ставим диагнозы по звукам вашего автомобиля

«Хороший стук себя покажет» или «хороший стук наружу выйдет» – зловещая шоферская пословица...
«Хрум-хрум» и «шлеп-шлеп»: ставим диагнозы по звукам вашего автомобиля
Getty Images

Движущийся автомобиль — это целый симфонический оркестр, где каждый инструмент уверенно ведет свою партию. Гудят шины, урчит двигатель, мурлычет выхлопная труба... Но вдруг в этот мирный ансамбль вкрадываются диссонирующие звуки. У опытного водителя всегда ушки на макушке: «Вы слышали? Это еще что?» Мы попробовали составить своего рода каталог таких «неправильных звуков» и подсказать, какие из них можно пропустить мимо ушей, а какие намекают на будущий ремонт и насколько необходимо с этим ремонтом поспешить

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шлеп-шлеп-шлеп

Откуда? Звук исходит от одной или нескольких шин.

Когда? По утрам, в начале движения, на малой скорости. Когда разгоняетесь, частота шлепков увеличивается.

В чем дело? Если у вас стоят шины с нейлоновым кордом (такие сейчас, правда, большая редкость), они могут деформироваться за время ночной стоянки, и при вращении плоский участок будет шлепать по асфальту. Однако, как только шины прогреются, этот звук должен исчезнуть.

Чем грозит? Ничем.

Починка. Если это вас достало, поставьте шины с металлокордом.

Ффффффффффффффффф

Откуда? Из-под капота.

Когда? Легче всего заметить при нажатии на педаль газа на стоящем автомобиле.

В чем дело? «Сечет» прокладка между выпускным коллектором и приемной трубой, и отработанные газы пробиваются наружу, не доходя до глушителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем грозит? Эта хвороба сама не вылечится. Факел раскаленных отработавших газов имеет немалую разрушительную силу и со временем необратимо испортит фланец коллектора. С ремонтом советуем поспешить: угарный газ, содержащийся в выхлопе, смертельно опасен (!)

Починка. Как можно скорее замените прокладку, пока выхлоп не проел ваш коллектор.

Дрынь-дрыньдрынь

Откуда? Из-под днища машины, ближе к задней части.

Когда? Только во время движения. С изменением скорости частота звука тоже меняется.

В чем дело? Кардан (только в полноприводных или заднеприводных машинах). Шарниры вашего карданного вала растеряли всю смазку, разболтались и готовы рассыпаться.

Чем грозит? В шоферской мифологии бытуют рассказы о том, как вывалившийся на скорости карданный вал упирается в асфальт и переворачивает через голову весь автомобиль. Все это, конечно, вранье, но не хотите ли вы проверить легенду на собственной шкуре?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Починка. Замените карданные соединения.

ИИИИИИИИИИЙООООООООооооооо

Откуда? Изнутри колес.

Когда? При торможении.

В чем дело? Тормозные колодки скользят по поверхности тормозных дисков и, как смычок из скрипки, извлекают из них свою душераздирающую музыку.

Чем грозит? Бывает и не такое. На работе тормозов это не сказывается.

Починка. Если звук достал, попробуйте заменить колодки или... во время езды надевайте «беруши». (Бывают случаи, когда этот визг оказывается практически непобедим.)

СССссссссссс

Откуда? Из-под капота.

Когда? При работе двигателя, но особенно заметно на холостых оборотах.

В чем дело? Подсос воздуха из-под капота. Порвалась или соскочила одна из трубок, соединенных с впускным коллектором.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем грозит? С ремонтом следует поторопиться, при такой неисправности значительно снижается эффективность вакуумного усилителя тормозного привода, а с тормозами лучше не шутить. Кроме того, неучтенный расходомером воздух приводит к неправильной работе двигателя.

Починка. Наденьте поплотнее трубку или поставьте новую.

ЙЙОООoooo-УУУрррpp...

Откуда? Из-под капота

Когда? Если вы поворачиваете баранку вправо или влево до упора и удерживаете ее в этом положении.

В чем дело? Перепускной клапан в насосе гидроусилителя руля сбрасывает избыточную рабочую жидкость из гидросистемы в резервуар. Так оно и должно происходить, но, может быть, не всегда так громко.

Чем грозит? «На скорость, — как говорят бывалые шофера, — не влияет». Так что наплевать и забыть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Починка. Все и так в порядке. Если уж руки чешутся что-нибудь сделать, проверьте уровень жидкости в бачке гидроусилителя. И еще — не крутите баранку до упора, не пугайте прохожих и поберегите ремень привода.

УИИИИИИИИИ-аааааааааааааааа!..

Откуда? Из-под капота.

Когда? Сразу после запуска. Затихает после того, как пару раз придавите педаль газа.

В чем дело? Визжит ремень генератора. Ремень растянулся или остекленел, ослаб натяжитель или перекосились шкивы.

Чем грозит? Внесите в список первоочередных ремонтных работ, не уезжайте слишком далеко. Это само по себе не пройдет, ремень может порваться. Кроме того, на многих машинах насос охлаждения двигателя приводится этим же ремнем, и его разрыв чреват не только быстрой разрядкой аккумулятора, но и перегревом двигателя. Впрочем, установить новый ремень вместо разорванного часто по силам и непрофессионалу, так что стоит возить с собой запасной ремень.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Починка. Восстановить натяжение ремня, проверить положение шкивов. В крайнем случае, заменить ремень на новый.

ХрумХрум. ХрумХрум

Откуда? Где-то спереди

Когда? На холостых оборотах. (Заодно посмотрите под водяным насосом — не подтекает ли охлаждающая жидкость.)

В чем дело? Подшипники водяного насоса.

Чем грозит? Когда подшипники рассыплются окончательно, машина станет оставлять на асфальте капли антифриза, что вскоре приведет к перегреву двигателя. В некоторых моделях автомобилей соосный с насосом вентилятор может вылезти вперед и резануть лопастями по радиатору. Вот тогда уж потечет конкретно.

Починка. Новый насос, и никак иначе.

Кланк-кланк

Откуда? Из передней подвески.

Когда? Сначала только во время парковки, а потом уже на всех ухабах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чем дело? Шаровая опора — соединение стойки с рычагом подвески. Как всегда, закончилась смазка, металл скребет по металлу, разжевывая узел.

Чем грозит? Большими неприятностями: на скорости может отлететь колесо. Избегайте ухабистых дорог, крутых поворотов и выбоин в асфальте. Цельте прямиком на автосервис.

Починка. Замена шаровой опоры.

Тук-тук-тук

Откуда? Спереди, по одному или по обоим бортам машины.

Когда? При медленном прохождении поворота со слегка выжатой педалью акселератора.

В чем дело? Разболтался ШРУС (шарнир равных угловых скоростей), позволяющий передним колесам одновременно и рулить, и обеспечивать тягу. Скорее всего, порвался его пыльник и вытекла вся смазка, а может, просто пришел его срок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем грозит? Не уезжайте далеко из города. Не газуйте на поворотах. Когда шарнир развалится, переднеприводная машина встанет намертво. На полноприводной с блокировкой центрального дифференциала еще можно будет добраться до сервиса.

Починка. Замена ШРУСов.

Клунг. Кланг

Откуда? Из-под днища машины, где-то посередке.

Когда? На светофорах, при старте. Чаще всего на автомобилях с автоматической коробкой передач.

В чем дело? Шлицевое соединение, меняющее длину карданного вала, при торможении и разгоне сдвигается и раздвигается, причем делает это отнюдь не беззвучно.

Чем грозит? Да ничем. Злись не злись, но у них так у всех (или почти у всех, или почти всегда...).

Починка. Обратитесь в автосервис. Или просто сделайте погромче музыку в машине.