Тестируем революционные самозаклеивающиеся шины
Колесо «Фольксвагена» наезжает на небольшой металлический пандус, и стоящий рядом со мной человек нажимает на кнопку. Из пандуса с громким щелчком выдвигается ряд толстых 5-сантиметровых гвоздей. Я с трудом сдерживаю рефлекс, который так и подталкивает меня крикнуть человеку, сидящему за рулем: «Стой!». Колесо наезжает на ряд страшных стальных шипов, и я напряженно прислушиваюсь: не слышно ли зловещего шипения воздуха, покидающего совершенно новую, судя по виду, шину? Но нет — ничего такого не слышно, да и по виду шина ничуть не пострадала. Между тем, водитель еще несколько раз сдает вперед и назад, прокалывая шину все в новых местах, но никаких проявлений этого не наблюдается. После этого машины довольно долго катаются по площадке, демонстрируя присутствующими, что шины совершенно не пострадали. «А как скоро нужно будет заехать в шиномонтаж?», — спрашиваю я у Дэмьена Аллеза из отдела технических и научных коммуникаций компании Michelin, которая разработала технологию SelfSeal. «Вообще не нужно! — отвечает Дэмьен. — Проколы затягиваются полностью и на весь срок службы шины».
Малосерийка
Попытки избавиться от этой лишней детали, разработав неуязвимые для проколов шины, предпринимались многократно. Некоторые из подобных разработок дошли до стадии серийного выпуска, как, например, Goodyear Run-on-Flat (ROF), шина с жесткими боковинами, которая штатно устанавливается на конвейере на автомобили BMW, или Michelin PAX на суперкарах и бронированных лимузинах. Однако у этих схем имеются существенные недостатки, которые сдерживают их широкое распространение. С этой точки зрения технология Michelin SelfSeal, представленная на выставке Michelin Challenge Bibendum 2014 в городе Чэнду, столице китайской провинции Сычуань, имеет гораздо большие перспективы.
Старая идея, новое воплощение
«Эта идея не нова, — говорит Дэмьен Аллез. — Выпускаются экспресс-наборы с герметиком для ремонта проколотых шин, но у них есть множество ограничений. Жидкий герметик неравномерно распределяется по шине, вызывая дисбаланс, и быстро застывает. А полимер, разработанный в исследовательском центре Michelin, не меняет своих свойств на протяжении всего срока службы шины — то есть несколько лет. И к тому же он способен работать в очень широком температурном диапазоне — от -50 до +80 градусов Цельсия».
Вопрос совместимости
По словам разработчиков Michelin, из всех существующих на рынке технологий подобного назначения SelfSeal имеет лучшую обратную совместимость с уже существующими автомобилями: их можно устанавливать на любые машины без какой-либо специальной адаптации или внесения изменений в конструкцию. Поэтому уже в 2015 году шины с этой технологией появятся на рынке замены (компания также ведет переговоры с некоторыми автопроизводителями о конвейерной установке).