Сверхкачество: тест-драйв Lexus LS
Истоки этого чуда я отыскал, когда познакомился в Японии с мастерами такуми. В западной цивилизации считается, чтобы стать мастером, надо потратить 10 000 часов. В Японии есть ремесленники, готовые потратить 60 000 часов, чтобы достичь истинного мастерства. Это и есть мастера-такуми.
Для европейцев такое качество и мастерство кажется избыточным — мы его просто не видим. Можете представить себе мастера, который бы делал скрипки в три раза круче Страдивари? Долго время я не мог понять, почему многие японские бренды не поставляют на экспорт свои самые сложные и дорогие модели — начиная от автомобилей и заканчивая унитазами. Потом как-то разговорился с японским маркетологом и он объяснил мне свою позицию — европейцы, в своей массе, не способны ни увидеть разницу между продукцией высокого и высочайшего класса, ни, соотвественно, заплатить за неё.
Но иногда эта система даёт сбой, и изделия, к которым приложили руку мастера-такуми, попадают и на европейские рынки. Например, флагманский седан Lexus LS в топовой комплектации. Судьба распорядилась так, что познакомиться с этими автомобилями мне пришлось в Японии, в чем были свои плюсы и минусы. Плюсы — мне посчастливилось познакомиться с теми самыми мастерами-такими и увидеть как они работают. Это было одно из самых сильных впечатлений в жизни, и, наверное, теперь всегда, когда я буду говорить со своим детьми об отношении к главному делу своей жизни или о совершенстве, я буду приводить им в пример именно этих людей. Минус был только один — в Японии не признают европейские права, и, поэтому, тест-драйв возможен только на пассажирском сиденье. Впрочем, большинство владельцев Lexus LS там и ездят.
Знакомство с Lexus LS я начал еще на заводе Lexus Miyata на острове Кюсю, где на 7 700 рабочих приходится 19 мастеров-такуми. Я познакомился с четырьмя из них, два из которых работали в отделе финальной проверки качества, а два — на стадии ручной отделки салона. Один из мастеров по малейшей фальшивой ноте может точно локализовать проблему в двигателе. Оценить его мастерство не представляйся возможным — для меня все автомобили Lexus, дошедшие до поста проверки финального качества звучат идеально.
Другой мастер-такуми Кацуаки Суганума — настоящий охотник за мельчайшими кузовными дефектами, которые пропустили лазерные измерители. Автомобиль подсвечивается контрастными черно-белыми полосами, из-за чего начинает слегка напоминать зебру, и в это время Кацуаки Суганума медленно начинает свой обход, рассматривая кузов под различными углами, непрерывно поглаживая его руками в белоснежных перчатках. Его работа завораживает. В перерыве он дает небольшой мастер-класс, показывая две, на первый взгляд, идентичные идеальные кузовные панели. Заставив меня надеть перчатки, просит закрыть глаза и медленно несколько раз провести кончиками пальцев по поверхности, пытаясь концентрироваться только на ощущениях. И, чудо, на третий раз я почувствовал мельчайшую неровность. Кацуаки смеется — и вот так надо провести 60 000 часов, чтобы заменить его.
К тем нескольким моделям Lexus LS в сверхпремиальной комплектации, которые будет проданы в России, приложили руки еще два мастера-такуми. Юко Шимидзу, работы которого часто используются в качестве элементов дорогих японских свадебных платьев, поучаствовал в отделке дверных панелей, выполненных в технике оригами. Описывать их бесполезно, проще посмотреть на фотографии. А Тошиасу Накамура ответственный за декоративные вставки из художественного японского стекла кирико ручной работы, напоминающие наш хрусталь.
Если описывать Lexus LS одним словом, то тогда оно «идеально». Пропорции, качество работы, салон, звукоизоляция, музыкальная система, комфорт — все на высоте. Кресла во втором ряду, где я и провел все свои часы японского тест-драйва, регулируются по 18 (!) параметрам — сомневаюсь, что я опробовал их все. Там и подогрев, и вентиляция, и идеальная подгонка под фигуру, и с десяток программ массажа. Там лучше, чем дома.
Кому нужно это сверхкачество? Большинство людей никогда не станут платить за то, что их органы чувств не способны даже распознать. Но все же существуют единичные перфекционисты, готовые заплатить за такое невероятное совершенство. И благодаря им на земле не исчезает редкая, но невероятная профессия — мастер-такуми.