Как русские делают японские машины... лучше
Кто на самом деле создает Nissan для России
Мы привыкли говорить: Nissan, японцы молодцы, мой «японец». Но, как и американские джинсы Levis, сшитые в Пакистане, или немецкие блендеры Bosch, собранные в Китае, множество автомобилей родом вовсе не оттуда, откуда пошло название марки. «Ниссан» в этом плане не исключение. Взять, к примеру, Qashqai и X-Trail: машины новейшего поколения были разработаны в Великобритании, тестировались в Испании, а собираются не только в Европе, но и в России. Причем для нашей страны их основательно доработали наши же инженеры.
Разработкой и адаптацией моделей Qashqai и X-Trail занимается технический центр Nissan в Санкт-Петербурге, здание находится прямо на территории российского завода компании. Подобные центры есть также в Тольятти и в Москве, но там создают другие модели. Около 150 человек в Северной столице заняты инженерией, подбором определенных узлов и агрегатов для будущих автомобилей, и мне удалось пообщаться с одним из инженеров центра Андреем Стуковым. Отдел, в котором работает Андрей, занимается адаптацией автомобилей Nissan к российским условиям, тестированием внесенных изменений и принятием важных для будущих клиентов решений: насколько хорошо эти модификации будут работать в российских условиях.
От бачков до всего остального
Все началось с простых бачков омывателей: на машинах, пригнанных в Россию с заводов Европы и Японии, заменяли 2,5-литровые бачки для стеклоомывающей жидкости на пятилитровые. Сейчас количество изменений в конструкции модели Qashqai, например, переваливает за две сотни.
Коллеги Андрея приступают к работе примерно за полтора года до начала продаж машины. В конечном результате европейские и российские машины сложно отличить друг от друга, но по конструкционным свойствам они получаются совершенно разные. Например, в России у каждой машины, независимо от типа привода, сзади многорычажная схема подвески, а у европейских моделей установлена балка. Прежде чем принять такое значимое решение, российская команда Nissan проводит оценку конкурентов, и только после подведения итогов технари предлагают те или иные концепции будущего автомобиля. В случае с Qashqai и X-Trail наличие балки не позволило бы достичь необходимых параметров комфорта подвески и управляемости автомобиля. Нельзя сказать, что машины от этого однозначно выиграли: многорычажку установили не для того, чтобы переплюнуть «европейцев», а чтобы характеристики моделей не растерялись на разбитых деревенских дорогах. С задней балкой было бы не так комфортно ехать по кочкам.
Кстати, задняя подвеска повлияла еще на одно немаловажное решение. Если первый Qashqai был просто перенастроен — в нем заменили амортизаторы и некоторые другие незначительные узлы, то перед запуском в производство второго поколения Nissan Qashqai в России было решено максимально его унифицировать с кроссовером X-Trail. Теперь их «Кашкай» и наш — это две принципиально разные машины, хотя выглядят они, конечно же одинаково.
Благодаря такому решению у Qashqai увеличилась колесная база, появился другой подрамник, закрепленный не жестко к кузову, а через сайлентблоки. Российская модель после недавнего рестайлинга стала самой тихой среди всех «Кашкаев» на свете. В «нашем» гораздо лучше изолирован моторный отсек как со стороны двигателя, так и со стороны салона, у нас в передних и средних стойках, обивке дверей и багажного отделения есть дополнительные шумоизоляционные материалы. Вокруг дефлекторов, из которых идут основные шумы системы впуска при интенсивном разгоне, размещен дополнительный шумопоглощающий материал. Изоляция есть на подкрылках и под днищем, стекла задних дверей сделали толще, а переднее и вовсе специальное виброакустическое — оно толще и с акустической прослойкой, что значительно уменьшает шум ветра и вообще снижает любые окружающие шумы. Я готов подтвердить, что в новом Qashqai можно спокойно разговаривать почти на любой скорости, если не выкручивать обороты до предела, прерывая спокойствие ревом мотора.
Рестайлинговый Qashqai получил новые амортизаторы, новые отбойные пружины, полностью перенастроенное рулевое управление с иной прошивкой «мозгов» — теперь усилие нарастает более линейно. Добавлена функция Auto Return Control, возвращающая руль в нулевое положение на парковке автоматически. Установлен новый рулевой вал, стало больше шлицевых соединений, из-за чего реакции на действие баранкой теперь точнее. Естественно, отдельно подбираются штатные шины для России: на Qashqai ставятся Michelin, на X-Trail — Pirelli.
Питерские инженеры добрались и до вариатора: откалибровали переключения,установили новый гидротрансформатор с более ранней блокировкой, а также изменили настройки мотора. Раньше клиенты жаловались на вялый разгон при больших оборотах двигателя, но теперь от этого удалось избавиться. В России проводятся тесты — на дорогах общего пользования в различных регионах и погодных условиях, а также на Дмитровском полигоне НАМИ. Как раз ими и занимается Андрей, замеряя уровни раскачки, кренов, угловой жесткости и других параметров.
Один в «Ниссане» не воин
Российские инженеры не обходятся без поддержки из Европы. Все доработки также тестируются коллегами из Великобритании и Испании, где расположены три технических центра Nissan. Они настраивали систему стабилизации и систему управления полным приводом. Для этого в России создается прототип, который оснащается всеми новыми деталями и направляется разработчикам электронных блоков. Последние анализируют изменения в поведении и на основании полученных данных переписывают программу управления. Затем прошивка отправляется в Испанию, где местная тестовая группа испытывает машины с новыми настройками и подтверждает годность изменений.
Хорошее в машинах стараются не трогать: например, потрясающие цвета кузова моделей. Какие-то вещи приходят вместе с глобальным обновлением: так, задние дверные стекла новых Nissan Qashqai стали опускаться полностью, чем не может пока похвастать X-Trail. Что-то невостребованное в России убирают: например, третий ряд сидений европейского X-Trail клиентам из России вроде как не нужен, гораздо важнее объем багажника.
Кое-чего российские инженеры не получают — превосходный 1,3-литровый турбированный мотор, который, кстати, в Россию все равно поставляется, но на других автомобилях — Mercedes-Benz с индексом 200 (например, CLA 200). Андрей уверил меня, что со следующим поколением Qashqai и X-Trail он к нам, возможно, прибудет, как и функция ограничения скорости. Эти вопросы прорабатываются.
Иногда что-то полезное, увы, исчезает: например в Qashqai появилась мультимедиа «Яндекс.Авто» с самым мощным процессором (среди подобных систем в других автомобилях). Она удобная и все такое, но из-за нее в комплектации невозможно установить камеры кругового обзора.
Если не брать чисто российский АвтоВАЗ, то более глубокой адаптации легковых автомобилей в России, пожалуй, больше не встретишь. Но есть в этом повышенном внимании к деталям и ложка дегтя. Больше шумоизоляции — больше веса, вкупе с иными настройками вариатора, двигателя и прочих узлов вырос расход топлива. Я убедился в этом лично, когда два X-Trail с одним и тем же 2,5-литровыми двигателями и полными баками проехали около 300 км по европейским трассам: российская машина «съела» на четверть бака больше топлива, чем европейская. Вот вам и цена комфорта.