Забота о жителях глубинки: как появился самый народный автомобиль Франции
В середине тридцатых годов прошлого века вице-президент Citroen Пьер Буланже задумал вторгнуться в новую нишу, где до этого автомобили не жаловали. Буланже решил ни много, ни мало – «автомобилизировать» обитателей французской глубинки, или, проще говоря, пересадить на автомобиль сельских жителей, которые до сих пор предпочитали проверенный временем гужевой транспорт. Но в 1930-х это выглядело настоящим анахронизмом, тем более в такой промышленно развитой стране как Франция. Америка уже несколько десятилетий как подверглась тотальной автомобилизации, включая глубинку, за что огромное спасибо надо было сказать Генри Форду и его «Жестянке Лиззи» — первому в мире народному автомобилю Ford T.
Нечто аналогичное задумал сделать Беланже, и вскоре было сформировано техническое задание к французскому аналогу «Жестянки Лиззи». Машина должна была быть предельно простой, дешевой, весить не более 600 килограммов, разгоняться до 60 км/ч, перевозить двоих пассажиров и 100 кг груза: например, несколько мешков картошки. Верх должен был быть матерчатым, что помогало бы перевозить разного рода «негабариты», которых в крестьянских хозяйствах всегда хватает. Налог на машину должен был быть минимальным, поэтому в машине оказалось всего две «налоговые лошади», что и стало ее названием: 2CV или Deux Chevaux (две лошади). Но при этом Беланже решил не отказываться от прогрессивного переднего привода и торсионной подвески. Воплощать его замыслы в жизнь доверили конструктору Андре Лефевру и дизайнеру Фламинио Бертони.
Эта парочка рьяно взялась за дело и весьма оперативно создала одноглазого уродца с гофрированными кузовными панелями и подвесными – наподобие гамаков – креслами для водителя и пассажира. Без слез на прототип будущего «зонтика на колесах» смотреть было невозможно, однако все условия техзадания были соблюдены, и на Парижском автосалоне 1939 года должно было состояться явление народу Citroen TPV – так назывался автомобиль в первоначальном варианте. Несмотря на то, что машина фактически родилась, она тут же впала в коматозное состояние на долгие десять лет. Виной тому не неудачная конструкция, а начавшаяся Вторая мировая война, в которой Франция была быстро разгромлена, затем последовала капитуляция, а все изготовленные образцы будущего Citroen 2CV были спрятаны от немцев. Компания Citroen не желала, чтобы ее народный автомобиль стал очередным трофеем нацистов.
После того, как в 1945 году настала очередь капитулировать Германии, руководство Citroen решило возродить машину, правда, ее конструкцию весьма серьезно доработали. Модель обзавелась двумя фарами, полноценными сидениями, но конструктивно по-прежнему оставалась очень простой. Так, двери, капот и багажник можно было снять без особых проблем, а передние и задние крылья крепились на винтах, что делало их демонтаж также очень простым. Например, в случае несерьезной аварии необязательно было отправляться в сервисный центр, а можно было произвести кузовной ремонт своими силами, попросту сняв поврежденные панели и заменив их новыми.
Вместе с тем передний привод и четырехступенчатая коробка передач делали машину весьма прогрессивной, и этим она выгодно отличалась от одноклассников. Достаточно простым был в обслуживании и двухцилиндровый верхнеклапанный 0,375-литровый оппозитник мощностью 9 л.с. Но самое главное, Citroen 2CV стал очень востребованным автомобилем послевоенной Европы. По окончании войны европейский авторынок, как и сама Европа, находился в плачевном состоянии и претерпел кардинальные изменения. У граждан не было денег не то что на машины, а даже на велосипеды, и возрождению авторынка Старого Света способствовали как раз такие недорогие машины как Citroen 2CV.
Дебютировав на Парижском автосалоне в 1948 году, автомобиль поступил в продажу 22 сентября 1949 года и сразу же стал остродефицитным товаром, а очередь на него растянулась на годы. Пришлось вводить нормы «госрегулирования», распределяя машины чуть ли не поштучно разным группам покупателей. При этом значительная часть автомобилей отправлялась на экспорт.
И пусть над машиной потешались, называя ее гадким утенком и автомобилем для неудачников, Citroen 2CV полюбили не только во Франции, но и во всей Европе. Не полюбить «зонтик на колесах» было невозможно, ведь этот автомобиль оказался в нужное время в нужном месте и во многом благодаря ему европейцы опять сели за руль и почувствовали вкус к жизни после всех ужасов Второй мировой войны.
Благодаря отменному спросу фирма Citroen вносила очень скупые улучшения в конструкцию машину. Первые несколько лет она красилась в один-единственный серый цвет и только потом в гамме появились другие цвета. Девятисильный двигатель впоследствии заменили на 12-сильный 0,47-литровый мотор, а под конец жизни Citroen 2CV оснащался 28-сильным двигателем объемом 0,6 литра. На его базе был построен достаточно популярный пляжный внедорожник Citroen Mehari и такая экзотика, как внедорожник Citroen Sahara с двумя двигателями.
К началу семидесятых машина устарела и физически и морально, но грянул нефтяной кризис, и спрос на Citroen 2CV резко скакнул вверх. Одним из козырей машинки продолжала оставаться ее экономичность – на сотню пробега она расходовала три-четыре литра топлива, в зависимости от мощности двигателя. В 1974 году был отмечен пик производства, после чего интерес к детищу Пьера Буланже начал медленно и неукоснительно снижаться. Наряду с Volkswagen Beetle и MINI, Citroen 2СV оставался долгие годы «живой классикой», но бег времени неумолим и в 1988 году производство во Франции было прекращено, а в июле 1990 года был выпущен последний «зонтик на колесах» на португальском заводе Citroen. Всего с 1949 по 1990 год было выпущено более 8,7 миллионов Citroen 2CV всех модификаций. Таким образом, Citroen 2CV стал одной из самых удачных и массовых моделей Citroen и одним из самых известных французских автомобилей за всю историю мирового автопрома.