Лягушкин подо льдом, или Причем здесь Mazda CX-9
Теперь понятно, почему это море — Белое: куда ни взгляни, повсюду ослепительный лед, очертания водоему придает лишь лесополоса, да и то со стороны берега, а впереди куда хватает взгляда — лишь небо, затянутое грязновато-белыми облаками, и белесая ледяная поверхность, сходящиеся на горизонте. В паре километров от берега возле небольшого островка стоят вагонетки на полозьях, из них валит дым, даже туалет есть. Так выглядит экспозиция подледных фотографий Виктора Лягушкина сверху.
О рукотворных достопримечательностях в морях и океанах сейчас много где пишут. Недавно в Греции открылась фотовыставка работ Василиса Каркацелиса под водой, недалеко от Канкуна в Мексике действует подводный музей, а уж ресторанов и отелей с рыбами за окном по всему миру и вовсе не счесть. Но чтобы снимки находились не только под водой, но и подо льдом — такое произошло впервые, и вдвойне приятно, что в России.
Мы едем, едем, едем на «Полярный круг»
Туристический центр «"Полярный круг" расположен на карельском берегу Белого моря. От Москвы — 1600 км, от Питера — примерно 1100 км. Я попал на базу из Мурманска и проехал примерно 380 км на обновленном кроссовере Mazda CX-9. Японская компания организовала в этих краях тест-драйв, и для нас это отличный способ оседлать сразу двух зайцев. Кроме того, "девятка" — машина большая, просторная и комфортная, а внутри — куча всевозможных фишек. Так и хочется заполнить семиместный салон близкими, чтобы разделить с ними эмоции от мощных пейзажей за окном.
Вернемся на лед. Выставка расположена возле острова. Лед около него неподвижный, а вот на склонах лежат льдины, которые каждый день всплывают во время прилива и укладываются обратно во время отлива. Появляются трещины и торосы — места, где камни разбивают лед. Торосы увеличиваются всю зиму и под конец сезона вырастают выше человека. Ходить по льду нужно аккуратно — легко оступиться и сломать ногу в лунке. Не рыбацкой, а той, которую вырыли тюлени для дыхания.
Автор первой в истории человечества подледной экспозиции фотографий — настоящий мастер своего дела. Делать фото под водой непросто и с технической, и с художественной точек зрения. Виктор вообще один из лучших фотографов закрытых объемов: он, например, классно снимает пещеры и людей в них, для чего нужна особая техника и навыки. Но одно дело работать на воздухе, другое — в морской пучине. Во-первых, нужно правильно выставить главный свет, ровно за объектом, коим обычно является дайвер. Только с помощью света можно показать всю красоту пространства вокруг. Во-вторых, надо правильно расставить другие вспышки, выбрать место, проложить кабели и так далее, и тому подобное. А теперь вспомните, что все это происходит не просто под водой, а еще и подо льдом, когда температура вокруг отрицательная! В общем Лягушкин на таких кадрах, как говорится, тюленя съел, за что и получает теперь награду за наградой на разных фотоконкурсах.
Фотографии развешаны под водой на обычных веревках, «продетых» через лед и закрепленных на поверхности. Чтобы они не растворились в соленой воде, применена ультрафиолетовая печать на пластике. Ни освещения, ни буфета с коньяком, а вместо гида — дайвер-страховщик.
Выставка открылась в феврале 2019 года, но срок ее недолог: с точки зрения айсдайвинга, хороший сезон длится не более пары месяцев. На севере России соленое море замерзает очень долго, да еще вода находится в постоянном движении из-за течения, а самые красивые места для погружения находятся как раз там, где есть течение и, соответственно, разнообразие морской жизни, которая появляется из-за интенсивного водообмена и обилия питательных веществ.
Под водой создается ощущение, что фотографии подсвечены, но за ними нет ничего, кроме морской мглы. Откуда берется такой эффект? Как раз из-за заднего темного фона: глаз ныряльщика настраивается на него, зрачок расширяется, а фото расположено ближе, поэтому дневного света хватает, чтобы снимки выглядели освещенными.
Журналисты российских СМИ стали первыми обычными смертными, кто посетил выставку: до этого туда пускали только подготовленных дайверов с сертификатами, причем настоящими, а не теми, которые выдают на курортах Таиланда и Египта. Возможно, что в следующем году на «Полярный круг» сможет приехать и после нырнуть в подледную галерею каждый. Более того, Михаил Сафонов, директор дайв-центра, говорит, что на базе есть большая коллекция картин, написанных маслом под водой художником Денисом Лоторевым. Если решится проблема защиты холста от размокания, то за одно погружение можно будет посетить сразу две выставки подо льдом. Но дело это опасное, и вот почему...
Самая опасная выставка в мире
Нырнуть на глубину двух метров кажется простым делом, но только не дайверам с аквалангом в Белом море. «Ни в коем случае нельзя переходить с водой на ты, ведь это среда для нас изначально противоестественна», — рассказывает Михаил Сафонов, инструктируя перед погружением. Многие не то что не дайверы, а вообще выполняют здесь свое первое погружение, причем в условиях, которые считаются одними из самых сложных в дайвинге вообще: в окружении льдов и в холодную соленую воду. Последняя, как известно, имеет отрицательную температуру — примерно минус полтора градуса Цельсия. В нее можно нырять и при -10, и при -30, но при -40 уже нельзя — замерзает оборудование.
Нырять предстоит в прорубь, которую дайверы называют майной, она небольшая — примерно 2х3 метра. В обычных условиях погружения в ситуациях, если человек поперхнулся водой, потерял регулятор или произошло еще что-нибудь нештатное, он всегда интуитивно идет вверх. Но если подо льдом отплыть на полметра в сторону, то наверх уже не получится — толщина льда 50 сантиметров, пробиться на поверхность нереально. Пока перестанешь паниковать, сообразишь, куда двигаться, будет потеряно драгоценное время, что может привести к смерти.
Гидрокостюм почти полностью водонепроницаемый, если, конечно, он вам впору. Но часто дайверы не могут подобрать себе даже индивидуальный костюм. Мне подошел, поэтому единственное, что соприкоснулось с холодной водой — это лицо и руки в промокаемых перчатках. Сначала думал, замерзну, но нет — кровь быстро побежала по жилам и открытые участки тела быстро свыклись с отрицательной температурой.
Просто так опуститься под воду не получится, даже если инструктор ногами запихивает горе-дайвера туда: вода выталкивает человека на поверхность. «Потонуть» помогли свинцовые грузы, которые вывели плавучесть к нулю. Они крепятся на ноги и кладутся в карманы. С глубиной воздух под костюмом сжимается, архимедовы силы уменьшаются, поэтому у ныряльщика появляется вес, тянущий его ко дну. В зависимости от комплекции ныряльщика, толщины поддевки и размера гидрокостюма требуется от 16 до 24 кг грузов, чтобы зависнуть под водой в нейтральном положении на глубине 1,5-2 метра и рассматривать картины.
Но тут появляется другая опасность: хватит буквально 20-30 лишних сантиметров, чтобы плавучесть стала отрицательной, и с каждым последующим метром вниз человек будет уходить на глубину все быстрее. Чтобы контролировать этот процесс, у ныряльщика есть клапан поддува (и стравливания) воздуха, который накачивает гидрокостюм или, соответственно, сдувает. Управлять плавучестью при помощи инфлятора нужно очень филигранно: тут все как с автомобилем — если новичок сядет за руль машины и поедет по скользкой дороге, то легко может не справиться с управлением, слишком сильно взять влево, затем вправо и так далее. Для предотвращения печальных последствий у той же Mazda CX-9 есть целый ворох активных помощников: системы предупреждения о приближении автомобиля сбоку, мониторинг «мертвых» зон, поддержания движения в полосе, предупреждения об усталости водителя и даже система кругового обзора. Под водой обзор дайвера ограничен маской, тело неповоротливое, толстые перчатки снижают манипулятивные возможности. К тому же человек, неумело регулирующий плавучесть, делает ее то слишком отрицательной, то, наоборот, чересчур положительной. В первом случае можно так ухнуть вглубь, что потом не вернешься даже с помощью поддува. Придется сбрасывать грузы, но это еще нужно сообразить и успеть сделать. А без грузов дайвер, наоборот, может пробкой вылететь наверх и столкнуться уже с другой проблемой — баротравмой легких.
Каждые 10 метров глубины равны одной дополнительной атмосфере давления. Погружение даже на метр добавляет одну десятую бара, что довольно много: воздух в самолете на эшелоне разрежен на то же значение, и этот перепад все люди ощущают. На глубине пять метров воздух сжат в полтора раза: если человек сделает вдох, задержит дыхание и начнет всплывать, то воздух начнет расширяться вместе с легкими — риск получить обширную баротравму очень высок, а это, в свою очередь, приведет к очень быстрой смерти — были случаи, когда люди погибали во время всплытия с глубины всего три метра. Слабая баротравма обернется отхаркиванием крови, пневмонией и другими обратимыми неприятностями. Поэтому железное правило аквалангиста — ни в коем случае не задерживать дыхание, особенно на подъеме, дышать нужно постоянно и непрерывно.
Подо льдом у дайверов есть и другие сезонные опасности. Например, может замерзнуть регулятор подачи воздуха, ведь помимо кислорода в нем находятся частички влаги. При дыхании под водой происходит расширение воздуха примерно в 20 раз (в баллоне давление составляет 200 атмосфер, а на выходе из клапана — 10), из-за чего он дополнительно охлаждается и влага превращается в ледяные осколки, забивая подвижные механизмы клапана. Вероятность этого ничтожно мала, но быть готовым ко всему и знать, где находится запасной клапан, необходимо.
«Ситуацию "все хорошо" от ситуации "все плохо" под водой разделяет пара секунд, — бодрит Михаил Сафонов. — Если человек в панике наглотается воды и она попадет в дыхательное горло, произойдет спазм голосовой щели, а дальше вероятна остановка дыхания и сердца.
Кружка горячего чая и путь домой
Конечно, все вышеперечисленные опасности маловероятны. Пары минут подо льдом хватает, чтобы свыкнуться с температурами и не мерзнуть. После визита в «музей» всплытия вода кажется теплой, как в домашней ванной в уютной квартире. Вылезти самому из майны тяжело — движения скованы гидрокостюмом, мешают увесистые баллоны с воздухом на спине. Лицо, щеки и губы после погружения выглядят так, будто их выдавливали из маски, словно безе из кондитерского мешка. Но выражение у всех счастливое — мы это сделали.
После всех этих зрелищ и испытаний самое то сесть в теплую машину и отправиться в живописное путешествие по дорогам Карелии и Мурманской области. Mazda CX-9, на которой я еду, — в новом топовом исполнении Executive: здесь новый материал отделки салона дорогой кожей, вставки из натурального дерева в дверях и вокруг рычага 6-ступенчатой АКП, безрамочное зеркало, 7-дюймовая полностью графическая приборная панель и мультимедийная система с поддержкой Apple Carplay и Android Auto и 8-дюймовым дисплеем. Помимо опций и нового дизайна улучшилась шумоизоляция: применены более толстые материалы в потолке и ковер, который защищает от звуков днище автомобиля. Правда, ехать пришлось на шипованных шинах Nokian, а сзади почему-то не предусмотрена защитная шторка для багажного отсека, поэтому назойливый шум снаружи все-таки пробирался в салон.
У Mazda CX-9 есть возможность разложить два кресла сзади и посадить еще двух попутчиков. Комфорта добавили светодиодное освещение макияжного зеркала почти во всех комплектациях, кроме базовых, вентиляция передних сидений спереди. Изменился подлокотник задних сидений, и немного конструктивно поменялась часть спинки среднего ряда. Я проехался и там, и сям — везде удобно.
Несмотря на внушительные размеры «девятки», управлять ей всегда было по-легковому приятно, а после обновления стало еще приятней. Обе подвески переработаны: в передней появились новые пружины, установленные под другим углом, в задней — новые опоры, добавлены пружины отбоя, что повысило плавность хода. Крепления рулевого механизма к кузову сделали более жесткими, как и саму рулевую рейку с электроусилителем.
В общем, нырнуть под лед — опасно и интересно, а выныривать — еще приятнее. Особенно если затем садишься в уютный автомобиль, чтобы в комфортной поездке переварить новый опыт.
Технические характеристики Mazda CX-9 Executive | |
Двигатель | |
Рабочий объем, см3 | 2488 |
Тип двигателя | Рядный, 4 цилиндров, турбированный |
Тип топлива | Бензин АИ-95 и выше |
Мощность, л.с. при об/мин | 231 / 5000 |
Крутящий момент, Н·м при об/мин | 420 / 2000 |
Трансмиссия | |
Тип привода | Полный, с муфтой подключения задних колёс |
Тип коробки передач | Автоматическая 6-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пружинная, стойки Макферсона |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная |
Тормозная система | |
Передние | Вентилируемые тормозные диски |
Задние | Тормозные диски |
Размер шин | 255/50 R20 |
Габаритные размеры | |
Длина / ширина / высота, мм | 5075 / 1969 / 1747 |
Колёсная база, мм | 2930 |
Дорожный просвет, мм | 220 |
Масса | |
Снаряжённая масса, кг | 1924 |
Максимальная масса, кг | 2500 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 210 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 8,6 |
Объём топливного бака, л | 74 |
Расход топлива (л/100 км) | |
Городской цикл | 12,7 |
Загородный цикл | 7,2 |
Смешанный цикл | 9,2 |