Как сельскохозяйственный трактор ставит безумные рекорды
Посреди черноземной степи, испещренной редкими перелесками, мы оказались около семи утра. А трактор уже три часа, с самого восхода солнца, беспрерывно трудился, поднимая где-то там на горизонте облако темной пыли. Задача – обработать поле рекордной площади (210 га) и уложиться при этом в световой день. Старт дан. Механизаторы за рычагами трактора будут сменять друг друга, и пока один отрабатывает четырехчасовую смену, другой отдыхает в автомобиле рядом с полем.Трактор тащит за собой дисковую борону шириной 9,7 м. Это тяжелое орудие, проникающее в глубь земли на 10 см, рыхлит землю, давит сорняки, прикапывает стерню от прошлого урожая, чтобы почва через нее не теряла влагу. Рекорд рекордом, но на самом деле трактор RSM 2375 выполняет важную аграрную операцию в интересах растениеводческого хозяйства ООО «Максы», которому и принадлежит. Поле проходит обработку перед севом озимых культур.
Классовое общество
Сельскохозяйственные тракторы довольно сильно отличаются от других своих собратьев: их родовой особенностью является чудовищная тяга и минимальное давление на грунт. Они делятся на три основных класса, в каждом из которых «Ростсельмаш» установил мировые рекорды.
Младшее семейство – универсально-пропашные тракторы классической рамной конструкции. Это гигантский сегмент с двигателями от 30 до 350 л. с., но «Ростсельмаш» производит только верхний уровень этой техники с мощностью от 270 до 340 л. с. – самые сливки. Такие тракторы бывают и с приводом на задние колеса, и с подключаемым передним мостом, но ростовчане производят только последние. Если охарактеризовать эти ростсельмашевские тракторы одной фразой, получится «максимум производительности при минимуме расхода топлива за вменяемые деньги». Именно в этой области в мае 2018 года «Ростсельмаш» и поставил мировой рекорд – засеял максимум площади на одном топливном баке (модель трактора – «Ростсельмаш 340»).
Второе семейство, в котором и ставился нынешний рекорд, – тракторы шарнирно-сочлененной схемы, наиболее популярные машины. У «Ростсельмаша» это серия 2000 с мощностью от 375 до 400 л. с. Далеко не все обрабатываемые поля идеально ровные, распахиваются и косогоры, и прочие «неидеальности» рельефа. Именно для того, чтобы трактор с орудием мог приспосабливаться к особенностям ландшафта, избегая действия на корпус нежелательных скручивающих моментов, применяется шарнирно-сочлененная конструкция. При использовании колесной спарки горизонтальный излом между полурамами может составлять до 40%, вертикальный – до 30%.
Третье семейство, иногда называемое High Horsepower Tractors, – высокомощные шарнирные тракторы от 395 до 620 и более лошадиных сил, способные обрабатывать максимум площади за сутки. В этом классе «Ростсельмашу» принадлежит мировой рекорд по суточной непрерывной обработке почвы дисковыми боронами. В семействе есть интересное ответвление – шарнирные тракторы на резиновых гусеницах, своеобразные Bentley среди этих мощных машин, обладающие возведенными в абсолют способностями. Максимум мощности и тягового усилия при минимуме уплотнения плодородной почвы.
Если раньше у «Ростсельмаша» все тракторное производство было вне России, то сейчас второе семейство машин уже несколько лет выпускается только в Ростове-на-Дону.
Спарка
Первое, что бросается в глаза, – на тракторе сдвоенные колеса, позволяющие минимально травмировать почву и увеличивать сцепные свойства. Если взять одиночную шину и спарку одинаковой ширины, то тяговое усилие на спарке будет на 20% выше, а уплотняющее воздействие на 40% ниже, так как нагрузка распределяется ровнее. Спарка особенно хороша на влажных грунтах, например, весной. Сдвоенные колеса применяются давно, но фермеры нечасто их заказывают. Почему? Такие колеса и дороже, и дают дополнительную нагрузку на трансмиссию. Трактор, который умеет ездить на спарке, но не рожден на ней работать, будет выходить из строя быстрее. Наша рекордная машина – единственная на рынке, у которой спарка идет в базовой комплектации. Дело в том, что в этом тракторе, изначально спроектированном для работы со спаркой, применено нетипичное конструкторское решение: мощные бортовые редукторы являются частью рамы, что делает конструкцию практически неубиваемой. Однако при желании вторые колеса можно снять – а можно и добавить третьи. Соединение колес между собой производится через специальные проставки, так что при снятии дополнительных колес никаких выступающих частей на оси не остается.
Тягловая лошадь
Одно из базовых качеств сельскохозяйственных тракторов – чудовищная тяга, которая обеспечивается правильным подбором передаточных чисел трансмиссии. Например, если взять сравнимые по мощности военные колесные БТР и сельскохозяйственные тракторы, то трактор перетянет два таких БТР. С другой стороны, у БТР максимальная скорость в три раза выше, но трактор и не должен ехать быстрее 25 км/ч. У него такой набор скоростей, которого никогда не будет у самого навороченного внедорожника: у нашего рекордсмена сочетаний передаточных чисел может быть 46! Зачем такое количество? Дело в том, что механизатору приходится работать с земледельческими орудиями, выставленными на разные режимы (скажем, с неодинаковой глубиной обработки). Таким образом, для каждого случая важно подобрать необходимую скорость движения (а эти скорости располагаются в диапазоне примерно от 4 до 16 км/ч) и развить соответствующее тяговое усилие. Эффективность – главное качество сельскохозяйственной техники.
Упорный труд, умеренные аппетиты
В чем смысл нового рекорда? Обычно машины так не нагружают, это чревато выходом из строя: рискованно давать трактору работать с такой шириной захвата орудия столь долгое время. В сельском хозяйстве растянутость во времени основных аграрных операций – вещь нежелательная, а возможность техники безотказно выполнять большие объемы работ – важное преимущество.
«Тракторы этой модели, – говорит Сергей Серегин, директор ООО "Максы", – служат у нас с 2007 года, а тот, что сейчас в поле, – наше новое приобретение. Сейчас, в ходе установления рекорда, тестируем его, проверяем наших механизаторов, их умение эксплуатировать технику в интенсивном режиме. Но в целом мы давно убедились, что трактор "Ростсельмаш RSM 2375" – это очень надежная, ремонтопригодная, универсальная машина для полевых работ, отличающаяся простотой в обслуживании и хорошим соотношением "цена – качество"».
Особого внимания заслуживает топливная эффективность. В ходе постановки рекорда ожидалось, что машина потребит не более 4 л топлива на 1 га, что примерно на 25% ниже, чем распространенные аналоги. Время идет к полудню, и трактор виден теперь уже не на горизонте, а совсем близко. Он завершает обработку очередной полосы и разворачивается у края поля. Благодаря шарнирно-сочлененной конструкции радиус разворота совсем небольшой – всего 4,85 м.
Комфорт без компромиссов
Эпоха механизаторов, черных от сажи, давно прошла: современная кабина позволяет полностью изолировать тракториста от окружающей атмосферы. Кабина мало того что герметизирована и защищена от попадания пыли, в ней климатической системой создается избыточное давление, что полностью исключает проникновение внутрь даже мельчайших пылинок. Нечто подобное применяется в отечественных танках, с которыми тракторы «Ростсельмаша» роднит еще и надежность. Например, для трактора, на котором ставился рекорд, норма работы без капремонта составляет 20 тыс. моточасов, но есть десятки машин этой же модели, у которых наработка выходит за 30 тыс. Для «одноклассника» подобная норма составляет всего 8 тыс. моточасов, и это «гроссмейстерский» уровень для хорошего трактора. После озвучивания этих цифр нам становится понятно, за что RSM 2375 так горячо любим аграриями.
Вернемся в кабину: поворотное кресло механизатора размещено на пневмоподвеске. Это уменьшает нагрузку на позвоночный столб и снижает усталость мышц, а панорамное остекление обеспечивает шикарный обзор во все стороны. Раньше такой обзорности и быть не могло: моторные установки были менее компактными, и их не удавалось поместить в капоты оптимизированной формы.
Что мы еще не упомянули, так это автопилот, который уже вовсю ставится на ростовские тракторы, но на рекордном тракторе такую систему сознательно убрали: результат должен быть честным. Тем не менее установленный автопилот, используя GPS или ГЛОНАСС и корректирующие станции, способен работать в автоматическом режиме с невероятной точностью до 3 см – показатель, для человека недостижимый. И по этому параметру внедорожникам и БТР до современных тракторов еще далеко.
Пыль на горизонте осела. Мировой рекорд на поле ООО «Максы» состоялся. «Ростсельмаш RSM 2375» закончил работу еще до захода солнца. Все это время машина двигалась без остановки с небольшим перерывом на дозаправку.