Вокруг света на Land Rover за 70 дней
— Как только мне предложили объехать Землю за семьдесят дней, я кинулся составлять маршрут — просидел над ним всю ночь, и к утру план был готов. Сперва я планировал ехать на запад, в Европу, потом лететь в Америку — но быстро сообразил, что так потеряю время. Помните, у Жюля Верна в «Путешествии вокруг света за 80 дней» Филеас Фогг вернулся в Лондон на день раньше, чем планировал? Планета крутится, и движение на восток экономит путешественнику время, поэтому мы тоже поехали навстречу солнцу — из Москвы в Монголию, Китай, Юго-Восточную Азию, оттуда самолетом в Перу, из Перу самолетом в Лос-Анджелес, через штаты от побережья до побережья, затем в Марокко и уже оттуда — в Европу и домой.
Маршрут и время
У кругосветок есть свои законы: чтобы путешествие пошло в зачет, нужно пересечь все меридианы, вернуться в исходную точку; тем, кто совершает путешествие на автомобиле, нужно пройти как минимум 6000 километров — по тысяче на каждый континент. Наш маршрут удовлетворял всем этим требованиям, а по части километража мы перевыполнили план — проехали 36 000 километров, и еще 34 тысячи пролетели. Задача, впрочем, была не в том, чтобы просто накрутить одометр, мы хотели посмотреть мир. Я уверен, что автомобильное путешествие — лучший способ это сделать.
Можно, конечно, сделать виток на космическом корабле. Можно облететь на самолете — но тогда у вас будет всего несколько остановок, вы увидите семь-восемь городов. Все советуют плыть на яхте, но тогда перед вами будет только вода — очень много воды, и только изредка — портовые бары. А когда едешь на машине, видишь, как меняется Земля: ты стартовал среди берез и сосен, а приехал в пальмы.
Самым долгим днем путешествия (а может, и всей жизни) для нас стало 20 июля 2018 года: в восемь вечера мы вылетели из Азии, а в шесть вечера сели в Южной Америке. Эти сутки длились 38 часов, это был самый большой выигрыш по времени за всю кругосветку — правда, такие длинные дни даются очень тяжело.
Дороги и машины
Китайские дороги — лучшие на планете Земля. Это просто фантастика: идеальное покрытие даже в сельской местности, даже в горах. Горные дороги в Китае — это отдельный разговор: эстакады чередуются с тоннелями, проложенными так, что крутых поворотов почти нет; по ним можно лететь со скоростью 120 км/ч. После этого извилистые альпийские серпантины казались настоящим мучением!
Правда, потрясающие китайские хайвеи — платные: за десять дней мы заплатили около 55 тысяч рублей за две машины. Но качество и скорость оправдывают цену. А худшие дороги нам попались в Лаосе: по одному особенно чудовищному серпантину мы ехали шесть часов — и прошли всего двести километров. Ямы, выбоины, узкая извилистая дорога над обрывом, и по ней ползут бесконечные грузовики, которые никак не обогнать.
В общем, дороги в мире разные, и ездят по ним тоже по-разному. Лаосско-тайская граница, например — уникальное место, где встречаются правостороннее и левостороннее движение. В Лаосе ездят по правой полосе, в Таиланде — по левой, и на перекрестке нужно переехать «на встречку», которая больше не встречка. Дальше все не так сложно, как может показаться, я привык за полдня.
Реальные трудности начались, когда мы из Таиланда прилетели в Австралию. Там движение тоже левостороннее, но машины — с правым рулем. Попробуйте представить: я две недели учился ездить на наших машинах по их дорогам, а потом должен был перестроиться — их машины, их дороги. Тяжеловато — особенно ночью на перекрестках! Выручало только то, что Австралия — страна дорожных знаков: австралийцы знают, что у них много туристов, и постоянно напоминают о том, какая полоса правильная. К счастью, потом были Америки, Африка и Европа с привычным правосторонним движением.
Всю дорогу нас спасали две функции Land Rover — система удержания полосы движения (Lane Keep Assist, LKA) и адаптивный круиз-контроль. Выставляешь нужную скорость и расстояние до впереди идущей машины — и можно расслабиться. Правда, если 60 секунд руки не касались руля, машина начинает взывать к совести водителя.
Я пользуюсь круиз-контролем и в Москве, но особенно мы полагались на автоматику на американских хайвеях — просто потому, что там это делает каждый первый водитель. В Штатах не принято быстро обгонять: у вас задано 74 мили в час, у машины на соседней полосе — 70, и вы обгоняете спокойно, в течение, например, пяти минут. Когда все едут с одной скоростью, ситуация на дороге предсказуемая, да и пробок меньше.
Красоты и достопримечательности
Самая красивая в мире дорога — это Great Ocean Drive. Она бежит по южному побережью Австралии, вдоль океана. Чтобы прокатиться по ней, мы немного ушли с маршрута, и это того стоило. Все двести сорок три километра ты смотришь на океан — а знаете, чем океан отличается от моря? Волнами: в океане они просто огромные. На этом побережье снимают фильмы про серферов, потому что волны там потрясающие. Есть там еще один невероятный вид — столбы выветривания «12 апостолов». Их вообще-то восемь — но уж очень хочется, чтобы было двенадцать... Каменные пальцы на песчаном берегу — это очень красиво.
Еще раз мы ушли с маршрута в Чили — чтобы покататься по снегу. Мы шли в летнюю кругосветку, поэтому почти везде, где мы проезжали, было жарко (в Южном полушарии была, конечно, зима, но там она довольно условная). Поэтому за снегом мы поехали в горы — по забавной чилийской дороге, которая до обеда работает только на подъем, а во второй половине дня — на спуск.
Из других памятных мест: лес с коалами в Австралии (коал не было, зато к нам слетелась целая куча попугаев), огромный памятник Чингиз-Хану в Монголии — самая большая конная статуя в мире посреди степи. Отличный вид открывается с нового моста через дамбу Гувера — раньше там предлагали вертолетные экскурсии, но теперь до точки с отличным обзором можно дойти пешком.
Советы путешественникам
Ответственно заявляю: наш маршрут — лучший из возможных, если идти в новую кругосветку — то тем же путем. Правда, Африке досталось совсем немного внимания, всего тысяча километров по марокканским трассам — это, конечно мало. Если бы не ограничение в 70 дней, можно было бы заглянуть и в ЮАР, в Намибию, Танзанию... Так что тем, кто хочет поехать в подобное нашему путешествие, я советую всерьез заняться Черным континентом. А вот пытаться попасть на машине из Южной Америки в Северную не рекомендую никому. Мы не случайно летели из Сантьяго (Чили) в Лос-Анджелес самолетом: между Панамой и Колумбией 48-километровое Панамериканское шоссе прерывается. Там непроходимая сельва, болота, ядовитые змеи, пауки на сто шестьдесят километров. В семидесятых экспедиция Range Rover этот участок все-таки прошла, но при поддержке с воздуха: с вертолетов сбрасывали бензин, еду, медикаменты, иначе там не выжить.
А еще учтите: кругосветка на машине — это тяжело. Все 36 тысяч километров я был за рулем, спали мы по пять часов в сутки. Кофе и энергетики не спасают, меня выручали только две практики: короткие остановки в пути и дневной сон.
В коротких остановках — съехал на обочину, обошел вокруг машины, сел за руль — знают толк австралийцы. По всем австралийским дорогам расставлены знаки с напоминаниями: «В дороге уже два часа? Отдохни». Это правда помогает. И короткие перерывы на сон: команда шла обедать, а я закрывался в машине и дремал тридцать минут, по будильнику. После этого уже не клюешь носом, и можно пройти остаток намеченного на день отрезка.
Без поддержки большой компании, такой как Jaguar Land Rover, спланировать и осуществить такое путешествие почти нереально: на каждом континенте нужны новые машины, и логистика очень сложная, не говоря уже о стоимости всего предприятия. Добавьте к этому сложности с документами, визы, границы... Может быть, кругосветки станут для Land Rover традицией — и тогда желающие, конечно, найдутся: я уже знаю массу людей, готовых стартовать из Москвы по маршруту, который мы проложили. Это сложно, но это, безусловно, лучший способ близко познакомиться с планетой.