Инноватор: тест Mercedes-Benz CLS 450
Осенью 2003 года на Франкфуртском автосалоне Mercedes-Benz показал чудесный концепт Vision CLS с волнующими формами. Кроме неземной красоты, он был примечателен тем, что впервые кто-то решился скрестить седан с купе. Ну, казалось бы, что за прикол – у седана четыре двери, у купе – две, зачем огород городить? Но немцы родили на свет первый образец того, что они назвали «четырёхдверным купе»: по сути, тот же седан, но более приземистый, с четырьмя сиденьями, покатой крышей и безрамочными дверьми, словно у купе. CLS серии C219 вскоре отправился на конвейер и стал законодателем моды.
Можно, конечно, смотреть на CLS с пренебрежением и утверждать, что это плоть от плоти автомобиль, рождённый не инженерами, а маркетологами-извращенцами, но факт остаётся фактом – «Мерседес» придумал что-то новенькое. Первое «четырёхдверное купе» было построено на платформе Е-класса и получило те же самые агрегаты, включая моторы AMG. В 2008 году CLS пережил рестайлинг снаружи и внутри, и в таком виде выпускался вплоть до середины 2010 года. Свою миссию он выполнил с блеском: для трети его покупателей CLS стал первым Mercedes-Benz.
Той же осенью на Парижском автосалоне увидел свет CLS второго поколения серии C218. Он тоже был построен на базе «ешки», но год спустя «Мерседес» презентовал великолепный универсал (или «купе-универсал»?) под названием CLS Shooting Brake. В 2014 году эта парочка обновилась, получив слегка подретушированную внешность, более современный интерьер и актуальный набор электронных систем. Но в нынешнем году пришла пора и ему отправиться на покой, уступив место новому поколению серии C257. В шпионские фото и просочившиеся в интернет официальные фотографии новинки никто не хотел верить.
Он не похож на «Мерседес»! Хищный акулий передок с отрицательным наклоном решётки, узкие треугольные фары, крошечные фонари... Шеф-дизайнер Mercedes-Benz Горден Вагенер сказал, что с точки зрения стиля новый CLS претерпел «экстремальную редукцию в духе пуризма», но «одновременно зарядился, в буквальном смысле, эротической красотой». Что касается первого, то тут всё понятно: та самая «чувственная простота», о которой говорят мерседесовцы, отражается в гладких боках автомобиля и отсутствии надуманных линий.
Быть может, это символично, что новый фирменный стиль Mercedes-Benz дебютировал именно на модели CLS, ставшей когда-то родоначальником целого класса «четырёхдверных купе»? Ведь тот же дизайн потом появился и на новом А-классе, и на других новинках. Не знаю насчёт «эротической красоты», но в каких-то ракурсах CLS соблазнителен, а в каких-то – не очень. Особенно смущает корма. А вот гладкие бока и дугообразная крыша – в кайф. Вообще, вживую автомобиль смотрится гораздо лучше, чем на фото – особенно передняя часть. А в целом новичок стал ближе к первому поколению CLS, которое получило в народе меткое прозвище «банан».
Ну ладно, можно до хрипоты спорить о внешности, но дизайн интерьера кладёт на лопатки любого скептика. Конечно, он скроен по лекалам салонов всех новых «Мерседесов», но от деталей не оторвать глаз: меняющие цвет «турбины» дефлекторов, волнистые линии передней панели, металлические «тёрки» динамиков аудиосистемы и матовый деревянный шпон хочется рассматривать и трогать, играя с 64 цветами контурной подсветки. Красота! Здесь куда больше той самой «эротики», чем во внешнем облике – особенно в нашем случае, когда салон тестового CLS 450 отделан тёмно-серым деревом и красно-чёрной кожей.
Посадка на 15 миллиметров ниже, чем на Е-классе, но сиденья гораздо удобнее и украшены затейливой прострочкой. Кстати, «третий» CLS впервые стал пятиместным! Спинки заднего дивана даже могут складываться в соотношении 40/20/40. Весьма неплох для «четырёхдверного купе» и объём багажника – 490 литров, хотя проём не очень широкий, а погрузочная высота оставляет желать лучшего. Низкая крыша не давит на макушку, но сзади над головой, разумеется, не так просторно, как в «ешке». Жаль, что в нынешнем поколении не будет неординарного универсала Shooting Brake: он банально оказался никому не нужен, кроме ну очень редких оригиналов.
CLS сделан на той же заднеприводной платформе MRA с двухрычажной подвеской спереди и многорычажкой сзади, что и Е-класс: даже колёсная база у них идентична. Кузов частично алюминиевый, опциональная пневмоподвеска, как на тестовом CLS 450, с двухкамерными пневмобаллонами спереди и трёхкамерными – сзади. CLS вторым после седанов S-класса получил линейку новых рядных «шестёрок»: под капотом нашего автомобиля — бензиновый мотор с индексом М256. И это мягкий гибрид: между двигателем и коробкой передач установлен стартер-генератор, который в режиме электромотора развивает 22 лошадиных силы и 250 Н∙м – куда же нынче без него, правильно?
Электродвигатель с 48-вольтовой сетью здесь нужен для рекуперации энергии и помощи бензиновому мотору при разгоне – эту функцию назвали EQ Boost. А ещё он позволяет двигаться с отключенным ДВС и экономить топливо. У трёхлитровой рядной «шестёрки» — алюминиевый блок, стальные поршни, ступенчатые камеры сгорания, двухпоточный турбокомпрессор, система регулирования фаз газораспределения Camtronic, фирменное покрытие зеркал цилиндров Nanoslide и... сажевый фильтр.
Коробка передач – всё тот же мерседесовский гидромеханический девятиступенчатый «автомат» 9G-Tronic. У CLS 450 – классический постоянный полный привод 4Matic с распределением тяги по осям в пропорции 45:55. Набор вспомогательной электроники занимает пару машинописных страниц в списке опций: это активная система поддержания безопасной дистанции Distronic, система экстренного торможения, система удержания полосы движения, система контроля слепых зон, система контроля степени усталости водителя, система предупреждения об ограничении скорости и система превентивной безопасности Pre-Safe.
Настроить на свой изысканный вкус всю мехатронику автомобиля можно при помощи режима Individual, либо, если неохота заморачиваться, выбрать один из фиксированных – Eco, Comfort, Sport и Sport+. Тут всё стандартно. Пневмоподвеске – особое внимание, потому что у Е-класса она просто обескураживала своей неуместной жёсткостью в любом режиме, по крайней мере, на седане Mercedes-AMG E 43. В «комфорте» CLS на порядок лучше – он спокойно и по-мерседесовски благородно отрабатывает неровности. Не S-класс, конечно, но его уже не трясёт, как «ешку», а руль не зудит в ладонях.
Рулевое управление, надо сказать, настроено отменно – адекватная обратная связь и «натуральное» реактивное действие, а классный руль с сенсорными тачпадами не «пережат» в угоду спортивности. Но не сводите глаз с дороги на незнакомой местности – если на пути низкопрофильных колёс попадётся яма с острыми краями, будет больно. Понятно, что от больших неподрессоренных масс никуда не деться, но подвеске чуть не хватает упругости. В Sport и Sport+ автомобиль потряхивает, хотя крены и раскачка на волнах становятся предсказуемо менее ощутимы.
К силовой установке претензий быть не может – наддувная «шестёрка» тянет не хуже V8 и не шумит даже на разгоне на все деньги, хотя тут есть заслуга и отличной шумоизоляции. Электромотор в работе не ощутим, а отдельного чисто электрического режима, как на некоторых гибридах, здесь нет. Поверим мерседесовским инженерам, что он действительно помогает экономить топливо, тем более что расход вполне себе гуманный для разгона до «сотни» менее чем за пять секунд. Повороты CLS проходит уверенно и держится разноширокими колёсами за асфальт до последнего, а в предельных режимах вполне понятен и предсказуем.
«Четырёхдверное купе» CLS не лучше и не хуже, чем соплатформенный седан Е-класса. Оно просто другое. Однажды открыв миру целый новый класс, мерседесовцы рискнули, но не проиграли – конкуренты так и не смогли дотянуться до его родоначальника. К дизайну нового поколения нужно привыкать, но, по крайней мере, CLS никак нельзя назвать безликим, а это уже здорово. Несмотря на «экстремальную редукцию», он выглядит ярко, пышно, дорого, в конце концов. Эффектный получился образ – и автомобиль весьма интересный.
Технические характеристики Mercedes-Benz CLS 450 4Matic Sport | |
Двигатель | |
Рабочий объем, см3 | 2999 |
Тип двигателя | Рядный, 6 цилиндров, с турбонаддувом |
Тип топлива | Бензин АИ-95 и выше |
Мощность, л.с. при об/мин | 367 / 5500-6100 |
Крутящий момент, Н·м при об/мин | 500 / 1600-4000 |
Электромотор | |
Мощность, л.с. | 22 |
Крутящий момент, Н·м | 250 |
Трансмиссия | |
Тип привода | Постоянный полный |
Тип коробки передач | Автоматическая 9-ступенчатая |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пневматическая, двухрычажная |
Задняя | Независимая, пневматическая, многорычажная |
Тормозная система | |
Передние | Вентилируемые тормозные диски |
Задние | Вентилируемые тормозные диски |
Размер шин (передние/задние) | 245/35 R20 / 275/30 R20 |
Габаритные размеры | |
Длина / ширина / высота, мм | 4988 / 1890 / 1435 |
Колёсная база, мм | 2939 |
Дорожный просвет, мм | 125 |
Масса | |
Снаряжённая масса, кг | 1865 |
Максимальная масса, кг | 2585 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 250 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 4,8 |
Объём топливного бака, л | 80 |
Расход топлива (л/100 км) | |
Городской цикл | 10,1 |
Загородный цикл | 6,4 |
Смешанный цикл | 7,8 |