Короли снега
В конце января компания Subaru решила вывезти журналистов в Финляндию, чтобы в лапландских сугробах обновить ощущения от полного привода и управляемости этих автомобилей. А в феврале Лапландия сама пожаловала в Москву невиданными снегопадами. К владельцам Subaru сразу исчезли вопросы – зачем они покупают эти автомобили.
Работа в National Geographic позволила мне объехать весь мир, и хочу сказать, нигде нет таких красивых зим, как в Лапландии. Бесконечные леса с гигантскими елями не дают разгуляться ветрам и утрамбовать снег, который лежит на деревьях огромными сказочными пушистыми шапками. Большинство дорог не чистят от снега, а укатывают грейдерами, превращая в белоснежные идеально ровные поверхности. А вместо страшных обочин – мягкие снежные сугробы, нежно принимающие в свои объятия не справившихся с управлением водителей с их автомобилями. Вдобавок к этому компания Subaru в районе Рованиеми, столице финского деда-мороза Йоулупукки, построила небольшой снежный полигон с ледяными треками, снежными горками и трассами с крутыми поворотами среди сказочного леса и предоставила на выбор почти всю линейку автомобилей Subaru 2018 года: Forester, Outback, XV и, конечно, WRX STI. В общем, настоящий праздник для мужчин. Главная очередь выстроилась, конечно, за последним. Это как на стрельбище: все будут пытаться хоть раз выстрелить из самой крупнокалиберной винтовки. Но, как правило, несколькими выстрелами все и ограничивается – и плечо начинает побаливать, и навыков укрощения такого чудовища в большинстве случаев не хватает. Тем не менее я тоже поддаюсь общей истерии и иду в очередь к STI. Рядом дотошные коллеги обсуждают отличия модели 2018 года от прошлогодней: немного другой бампер с увеличенными воздухосборниками, решетка радиатора с поперечной планкой, желтые суппорты тормозной системы, уменьшение сечения заднего стабилизатора с 20 до 19 мм и исчезновение муфты LSD. Хотя ажиотаж не из-за косметических нововведений, а из-за возможности просто прокатиться на последнем в мире серийном раллийном автомобиле, причем, почти на раллийной трассе.
Идеальный дрифт
Доходит очередь и до меня. 300 л. с. Механическая коробка передач. Динамическое распределение крутящего момента по осям, делающее автомобиль заднеприводным при входе в вираж и переднеприводным при выходе. И много еще чего, что заставляет слегка бояться этого автомобиля. И неспроста: при резком трогании автомобиль глохнет. Ничего, говорит инструктор, сегодня глохнет каждый второй, навыки управления ручной коробкой передач постепенно забываются. Первое упражнение – дрифт на ледовом круге, классическое зимнее развлечение. Срываем заднюю ось в занос, перекладываем руль в сторону заноса и педалью акселератора управляем заносом, пытаясь как можно дольше удержаться на круге. На словах все просто, но в реальности красивых окружностей не получается: то перестараешься с газом, то недоберешь. В полностью ручном режиме и вовсе выходят маленькие дуги, с включенной электроникой чувствую себя немного уверенней. Тут главное слово – немного. Потому что после кольца – пара заснеженных трасс с разнообразными поворотами, от скоростных до 180-градусных, которые пацаны должны проходить в идеальном дрифте. Так их прошел финский гонщик Яни Юлипахкала, который прокатил меня в пассажирском кресле десятью минутами позже. Я же пронесся по трассе, скажем так, аккуратно. Я понимаю, что все репортажи с этого теста будут с описанием Subaru WRX STI, с мельчайшими разборами поведения сложнейшей механики. Эта машина действительно произведение искусства, ничем не хуже (а то и лучше) точнейших швейцарских механизмов часов, только вот раскрыть ее потенциал могут единицы пилотов, потративших на тренировки годы. Собственно, что и подтверждают продажи: в прошлом году в России было продано всего шесть таких болидов. Обычные же люди предпочитают совершенно другие Subaru. И они стоят рядом. Я с облегчением направляюсь к ним – они почти родные, и в них я как дома.
Forester, Outback и XV – трудно среди них выбрать лучший. Outback потяжелее и дает какое-то неуловимое чувство надежности. Forester – самый практичный, почти мой идеал, только в его багажник поместится шестой член моей семьи, голубой немецкий дог. XV же дает самое большое удовольствие от вождения, тугой и накачанный, как футбольный мячик. Объединяет их главное – симметричный полный привод и оппозитные двигатели Subaru. Впереди у меня целый день и заснеженные второстепенные дороги Лапландии. Для многих автомобилей эти дороги могут быть серьезным препятствием, но не для Subaru: для этих японских автомобилей они почти родная стихия. Машины проглатывают кочки, легко вписываются в скользкие повороты, идеально ускоряются и тормозят, как будто под колесами не снег со льдом, а чистый асфальт. Нет проблем припарковаться в сугроб у обочины и так же легко выехать из него. Раллийные гены не исчезли и чувствуются во всем – от удобной посадки и прекрасного обзора до замечательной динамики и удовольствия от прохождения поворотов на скорости.
По возвращении в Москву эти ощущения не покидают меня. Мой оранжевый XV чувствует себя в московских сугробах прекрасно, предупреждение столичной автоинспекции не выезжать на дороги, конечно, не для нас. Даже наоборот: дороги свободнее, парковочных мест в снегу предостаточно. Уже в который раз ловлю себя на мысли, что страшно жалею, что Subaru не выпускает минивэнов. Тогда бы я мог обойтись в своей жизни всего одним автомобилем.