«Кадиллак», который ездит сам по себе

Это просто удивительно, что человек умеет водить машину. Ведь вождение требует от нас точных движений, скорости принятия решений и умения делать выводы на основе неполной информации. Если учесть, что эволюция совершенно не готовила нас к перемещению в пространстве со скоростью 100 км/ч, то один только факт, что мы можем доехать от домашней парковки до ближайшего магазина, заслуживает удивления. Но мы тем не менее принимаем как данность, что вождение – это несложно. Автономный автомобиль тоже, казалось бы, должен демонстрировать, что вождение – это легко. но оказывается, это совсем не так.
«Кадиллак», который ездит сам по себе

Обыкновенное волшебство

На Cadillac CT6 установлена система Super Cruise, которая полностью берет на себя управление автомобилем на дорогах с разделенными встречными полосами и без перекрестков. Когда я впервые выехал на дорогу и автомобиль принялся самостоятельно рулить, это привело меня в фантастический восторг. Я впервые оказался пассажиром в машине, в которой нет никого, кроме меня. Это большой шаг вперед по сравнению с полуавтономными автомобилями, что мне доводилось водить ранее, так как там требовалось постоянно держать руки на рулевом колесе, чтобы в случае чего вмешаться в ситуацию. А тут «Кэдди» несется на скорости 120 км/ч, и никто не замечает, что я закинул руки за голову, выполняя таким образом автомобильный «тест Тьюринга». Машина легко вписывается в повороты, аккуратно притормаживает в пробках и в целом ведет себя так, что ты забываешь, что наблюдаешь нечто вроде волшебства. И это чудо техники можно купить уже сегодня! Похоже, за автономными автомобилями будущее – это неизбежно. Автомобили в традиционном виде явно устарели. Понадобятся ли моим детям водительские права?

Mercedes Benz Intelligent Drive
widget-interest

Машина умеет самостоятельно перестраиваться из полосы в полосу. Просто надо включить сигнал поворота, а автомобиль выполнит перестроение. Машина умеет самостоятельно рулить, как выяснилось, даже на второстепенных дорогах.

Что-то пошло не так

И вот после десяти километров пробега Super Cruise вдруг отрубился. Почему – непонятно. Система объяснений не предоставила. Возможно, причина – недостаточный для камер автомобиля визуальный контраст между полосами движения и хорошо отмытыми тротуарами. Super Cruise рекомендует мне взяться за руль, но я не спешу это делать. Хочу посмотреть, что будет. CT6 снижает скорость, и, если б я не вмешался, машина остановилась бы посреди шоссе. После того как я взял управление на себя, Super Cruise отказывался работать до тех пор, пока я не выключил зажигание и не запустил машину вновь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь все в порядке, Super Cruise опять запущен. Камеры, радар и GPS-модуль рисуют картинку, вполне совпадающую с картой, которую с помощью лазерного лидара GM разработала для всех североамериканских шоссе с разделенными полосами (карта записана на хард-диске в автомобиле).

GM: Без руля и педалей
GM: Без руля и педалей

А есть кто за рулем?

Возможно, самое важное устройство в этой машине на дорогу-то как раз не смотрит. Это камера, глядящая на меня прямо с рулевой колонки, – инфракрасный «глаз Саурона». Устройство следит за тем, нахожусь ли я в сознании и смотрю ли на дорогу. Я беру сотовый телефон, и «глаз Саурона» мгновенно реагирует – лампочка над рулевой колонкой меняет цвет с зеленого на красный. Я обхватываю руками руль, смотрю вперед и лампочка вновь становится зеленой. В принципе, эта камера и разрешает вам убрать руки с руля, так как система точно знает, что вы сидите в водительском кресле, а не развалились на заднем сидении и не играете на планшете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вот оно – главное противоречие Super Cruise: когда ты проезжаешь 70 км, ни разу не прикоснувшись к рулю, тебе кажется, что ты просто пассажир, наблюдающий за проносящимися мимо пейзажами. Но как только ты въезжаешь в зону ремонтных работ и тебе срочно надо вмешиваться в управление и реагировать, ты сто раз подумаешь, не лучше ли было постоянно следить за дорогой, как это делает обычный водитель. И это основная проблема для всех этих самостоятельно рулящих систем, по крайней мере для тех, что до сих пор изобретены, – довезти человека от порога до порога они пока не в состоянии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это работает? Смотрит ли водитель на дорогу?

  1. В системе задействованы одна инфракрасная камера и шесть инфракрасных излучателей, которые наблюдают за положением головы водителя. В отличие от обычной камеры, инфракрасная может работать в темноте.
  2. Программное обеспечение обрабатывает информацию от датчиков и определяет, смотрит ли водитель на дорогу – каково положение его головы, открыты ли глаза.
  3. Если система замечает, что водитель надолго отвлекся, сигнализация предлагает человеку взять управление на себя.

Телефон-кирпич

И все-таки Super Cruise следует признать выдающимся достижением. Если вы решите вдруг достать пакет чипсов с пассажирского сидения и при этом замешкаетесь, автомобиль точно не съедет в канаву, грамотно сработав рулем и тормозами. Машина защитит от «человеческого фактора». Я проехал километров 500, и большую часть этого пути прокатился с включенной системой Super Cruise. И должен сказать, я устал гораздо меньше, чем если бы крутил руль.

Tesla Autopilot
widget-interest

Второе поколение системы автономного вождения Tesla называется Enhanced Autopilot with Full Self-Driving Capability (усовершенствованный автопилот с полностью автономным вождением). Машина снабжена восемью камерами и вычислителем в 40 раз мощнее компьютера предыдущей версии. Tesla утверждает, что на этом «железе» будет работать более совершенное программное обеспечение, которое еще только разрабатывается.

Уже сейчас техническое сообщество, автопроизводители и юристы согласны с тем, что полностью автономные автомобили – это неизбежное будущее. И система Super Cruise на Cadillac CT6 – явный довод в пользу этого мнения. Но с другой стороны, понятно, что, какой бы совершенной Super Cruise ни была, обеспечить полностью самостоятельное движение автомобиля инженерам и программистам до сих пор не удалось. Мы все еще на заре эры автономного вождения. Нынешние «умные» машины можно уподобить тем первым сотовым телефонам размером с кирпич, которые стали тем не менее предтечами настоящей революции в области связи. И для совершенствования нынешним технологиям потребуются годы и годы. Где мы будем лет через пять? Доверим машинам еще больше свободы и самостоятельности? Да, но, скорее всего, нам по-прежнему будет необходима возможность в случае чего взять руль в свои руки.

Volvo Pilot Assist II
widget-interest

Первая версия Pilot Assist была рассчитана на передвижение в пробках (небольшие скорости и наличие едущего впереди автомобиля). Новая версия не нуждается в следующей впереди машине и может работать на скоростях до 130 км/ч. Однако она по-прежнему наиболее эффективна для автономного движения в пробках.