Во имя тюнинга: тест Skoda Octavia RS
Суммарный объём выпуска Skoda Octavia за все годы её существования превысил пять миллионов автомобилей, причём модель пользуется огромной популярностью не только в Европе, но и в России. В прошлом году у нас продано 22 тысячи экземпляров «Октавии» (уверенное первое место в классе!), а в целом продажи модели третьего поколения в России уже превысили сто тысяч штук. Кстати, с 2013 года лифтбеки выпускают в Нижнем Новгороде, а универсалы и версию RS собирают исключительно в Чехии, на заводе в Млада-Болеславе. Ну что ж, стало быть, перед нами настоящая чешка!
Хотя говорят, что «наши» машины по качеству ничем не отличаются от европейских. Но мне интересно, знают ли чехи поговорку «Лучшее – враг хорошего»? Я это к тому, что зачем нужно было так радикально менять «лицо», когда с продажами и так всё было более чем неплохо? Только ленивый не отметил сходство рестайлинговой Octavia с Mercedes-Benz E-класса поколения W212 но у Skoda вписать четыре «глаза» получилось более гармонично – за счёт того, что внутренняя пара сливается с решёткой радиатора. Правда, «разорванная» линия ходовых огней и поворотников выглядит странно.
Бывший главный дизайнер «Шкоды» Йозеф Кабан, который отвечал за облик модели, говорил, что четыре фары головного света отныне станут отличительной особенностью всех поколений Octavia. Правда, после этого он ушёл работать в BMW... Но надо сказать, что вживую автомобиль выглядит куда симпатичнее, чем на фото, а во внешней паре фар, под диодными линзами, есть красивые светящиеся полоски. В них же – статичные лампочки подсветки поворотов. Сзади немного изменилась графика фонарей, а на бампере появилось горизонтальное ребро.
Skoda Octavia RS построена на модульной платформе MQB. Передняя подвеска – стойки Макферсона на алюминиевом подрамнике, задняя – многорычажка. Собственно, всё как у обычных, менее мощных, «Октавий». Разница лишь в характеристиках амортизаторов и пружин, а также стабилизаторов поперечной устойчивости. Дорожный просвет у версии RS на 15 миллиметров меньше, колея – шире, тормоза — мощнее. Под капотом прячется двухлитровый турбомотор с комбинированным впрыском топлива, цепным приводом газораспределительного механизма, фазовращателями на впуске и выпуске, системой изменения подъёма выпускных клапанов и электроприводом перепускного клапана турбины.
Шестиступенчатая роботизированная коробка передач с двумя мокрыми сцеплениями конструктивно похожа на коробку от Audi TT RS – у них общий электрогидравлический блок управления и даже несколько шестерен. «Робот» примечателен подшипниками пониженного трения, маслом низкой вязкости и уменьшенным давлением в системе смазки. Привод – увы, лишь передний. И это никаким тюнингом не исправить, в отличие от отдачи мотора. Не зря Octavia RS в массовом сознании так прочно ассоциируется с тюнингом – попробуй найди «стоковый» автомобиль! Всё потому что нехитрыми манипуляциями мощность поднимается в 1,5-2 раза.
Интерьер продуман по-немецки тщательно, но модного нынче чёрного глянцевого пластика на центральной консоли слишком много. После рестайлинга появилась мультимедийная система с 9,2-дюймовым сенсорным экраном с разрешением 1280×640 и контурная подсветка с десятком цветов на выбор. Передние кресла с комбинированной обивкой из кожи и алькантары великолепны, но электроприводы регулировок положены только водителю. Руль хорош по форме, но его обод жёсткий, словно пластмасса – держать не очень удобно. Дверные карманы заботливо флокированы, сзади просторно, как в автомобиле классом выше. Багажник и вовсе шокирует: 570 литров и широчайшие возможности трансформации.
Динамика Octavia RS хороша, но от спортивного антуража модели ожидаешь большего: 6,8 секунды до 100 км/ч по нынешним временам не поражают воображение. Сюда просится полный привод – при резком старте с места передние колёса неминуемо успевают провернуться на месте и часть тяги уходит в пробуксовку. Её можно избежать более плавной работой педалью газа, но это же неинтересно, правда? Тем более что мотор честно старается: после небольшой заминки на низких оборотах он быстро и весело раскручивается до красной зоны.
Жаль только, что звук выхлопа похож скорее на гудение, чем породистое рычание. И, сдаётся мне, «Октавия» подпевает мотору через динамики аудиосистемы. Которая, к слову, музыку играет хорошо. Зато шасси настроено великолепно! Octavia RS отменно держит траекторию и не упирается в быстрых поворотах. Рулится автомобиль на удивление живо – словно его длина короче на добрых полметра, а усилие на остром руле можно назвать оптимальным.
Баланс шасси настроен прямо по учебнику: под тягой «Октавия» распрямляет траекторию, под сброс газа – вкручивается в поворот, за что стоит похвалить электронную имитацию блокировки межколёсного дифференциала, которая подтормаживает внутреннее колесо. К роботизированной коробке передач нет претензий и в обычном режиме, а в спортивном она поднимает обороты мотора и переключается с задорными перегазовками – но более жёстко. Вообще, среди режимов движения есть и индивидуальный, в котором можно весьма гибко настроить работу всех систем в отдельности, заточив характер автомобиля на свой вкус.
Подвеска у Octavia RS, конечно, весьма жёсткая, но без дискомфорта – упругость и энергоёмкость здесь всё-таки присутствуют. Просто будьте готовы к тому, что потряхивать будет ощутимо. Тормоза здесь классные: мощные и надёжные, с понятной обратной связью. Да, автомобиль не лишён недостатков, зато у него есть отличный потенциал для тюнинга и превращения в настоящий болид для уличных гонок – в отличие от многих других моделей, из которых производители уже выжали все соки. Жаль, что Skoda Octavia RS нынче отличается ещё и весьма нескромной ценой, но других «заряженных» моделей на нашем рынке уже и не осталось, в отличие от былых времён.
Технические характеристики Skoda Octavia RS | |
Двигатель | |
Рабочий объем, см3 | 1984 |
Тип двигателя | Рядный, 4 цилиндра, с турбонаддувом |
Тип топлива | Бензин с октановым числом 95 и выше |
Максимальная мощность, л.с. при об/мин | 230 / 4700-6200 |
Максимальный крутящий момент, Н·м при об/мин | 350 / 1500-4600 |
Трансмиссия | |
Тип привода | Передний |
Тип коробки передач | 6-ступенчатая роботизированная |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пружинная, стойки Макферсона |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная |
Тормозная система | |
Передние | Вентилируемые тормозные диски |
Задние | Тормозные диски |
Размер шин | 235/35 R19 |
Габаритные размеры | |
Длина / ширина / высота, мм | 4689 / 1814 / 1448 |
Колёсная база, мм | 2680 |
Дорожный просвет, мм | 127 |
Масса | |
Снаряженная масса, кг | 1440 |
Полная масса, кг | 1907 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 249 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 6,8 |
Расход топлива (л/100 км) | |
Городской цикл | 8,5 |
Загородный цикл | 5,5 |
Смешанный цикл | 6,6 |