Свеча прогресса

Среди технологических трендов, которые сегодня определяют вектор развития двигателей внутреннего сгорания, главными стали даунсайзинг, топливная эффективность и экологичность.
Свеча прогресса

Мегатренды двигателестроения

Эти мегатренды влияют и на выбор технологий проектирования двигателей, и на выбор материалов, которые используются для производства их узлов. К примеру, повсеместно ужесточающиеся экологические нормы заставляют разработчиков уменьшать рабочий объем моторов, а также снижать все виды потерь, возникающих при работе отдельных компонентов силового агрегата. В итоге компонентам двигателя приходится работать в неблагоприятных условиях — например, при увеличившихся термических и механических нагрузках. При этом растет удельная мощность моторов, увеличиваются показатели давления впрыска топлива, растет степень сжатия топливовоздушной смеси.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эволюционные изменения

Производители деталей двигателя и компонентов системы зажигания естественным образом не могут оставаться в стороне от требований, сформулированных автопроизводителями. Важнейшим компонентом системы зажигания двигателя является свеча, которая преобразует электрическую энергию в искровой разряд, воспламеняющий рабочую смесь в цилиндрах мотора. За годы своего существования конструкция свечи зажигания не претерпела кардинальных изменений, однако под влиянием все тех же трендов в сфере двигателестроения существенно изменилось ее внутреннее содержание. Поменялись и подходы к выбору материалов, из которых производятся современные свечи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, свечу зажигания, ее эффективность, а также другие характеристики целесообразно рассматривать исключительно во взаимосвязи с двигателем, системой впрыска топлива и системой зажигания. Например, требования по повышению экологичности работы двигателей автомобиля в итоге влияют на характеристики и состав топливовоздушной смеси, а значит, разработчикам свечей предстоит решать непростые задачи. Производители автомобильных компонентов ищут способы сделать так, чтобы свеча могла эффективно поджечь топливовоздушную смесь определенного состава (пусть даже самого неоптимального) и сделать это в строго определенный момент рабочего цикла двигателя.

И это лишь один критерий — на самом деле их гораздо больше. Взять хотя бы тот же даунсайзинг: из за необходимости уменьшить объем двигателя инженерам приходится менять геометрию его отдельных частей, например, камеры сгорания, от формы и размера которой напрямую зависит эффективность образования фронта пламени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С оглядкой на новые тенденции

Крупнейшие производители автокомпонентов обычно ведут разработку свечей зажигания в тесном сотрудничестве с автопроизводителями и проектировщиками двигателей. Не является исключением и японская корпорация DENSO, которая при разработке новых свечей зажигания ориентируется на новейшие тенденции в области автомобилестроения — снижение токсичности выхлопа, увеличение топливной экономичности двигателей с сохранением (или повышением) литровой мощности без снижения эффективности сгорания топлива. Кроме того, за всеми новейшими тенденциями нельзя забывать о потребителе: автомобилист должен получить не только эффективную свечу зажигания, но и увеличенный срок ее службы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подобные (зачастую противоречивые) цели оказались настоящим вызовом для разработчиков современных свечей зажигания. Одним из решений стало, например, добавление нескольких боковых электродов, что негативно сказалось на фронте пламени и в целом снизило эффективность работы свечи. Уменьшение диаметра центрального электрода свечи позволило добиться мощной и стабильной искры, но при этом заметно снизило срок ее службы. Решение нашлось у DENSO — не просто уменьшить диаметр центрального электрода, но и сделать его из прочного и износостойкого материала — например, иридия. Благодаря тонкому центральному электроду инженерам DENSO удалось решить сразу несколько проблем: снизить напряжение и добиться стабильного зажигания во всех режимах работы двигателя даже при падении напряжения в сети автомобиля или при снижении стартового тока.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему иридий и зачем «двойной наконечник»?

Свечи с тонким центральным электродом (диаметр 0,4 мм), выполненным из особого сплава иридия, — это свечи DENSO Iridium TT. Иридий для изготовления центрального электрода выбран неспроста: этот редкий металл отличается высокой плотностью, прочностью и стойкостью к окислению и коррозии. А значит, компоненты, изготовленные с применением иридия, могут функционировать в самых жестких условиях — в каких и работают детали двигателя и система зажигания современного автомобиля. Использование сплавов с иридием имеет, к слову, и долгосрочный экономический эффект: свечи служат дольше (заявленный ресурс — 120 000 км), а у потребителя все реже возникает необходимость менять их и тратить деньги на покупку новых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мощность искры — еще один важнейший критерий эффективности работы свечи, от которого напрямую зависит, как минимум, эффективность сгорания топливовоздушной смеси, а значит и экологические показатели работы двигателя. Как добиться увеличения мощности искры и при этом избежать роста напряжения? В качестве такого решения в DENSO предложили технологию TwinTip, которая применяется не только в иридиевых, но и в платиновых свечах зажигания. Эта технология предусматривает наличие тонкого бокового электрода (диаметр 0,7 мм) из платинового сплава. Искра, проходящая между центральным и боковым электродами малого диаметра, имеет высокую плотность, а значит, обеспечивает быстрый и эффективный фронт воспламенения. В результате свеча в нужный момент поджигает топливовоздушную смесь, которая сгорает эффективно, даже если ее состав не самый оптимальный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Результаты такой работы очевидны: если смесь хорошо сгорает, снижается расход топлива и уменьшается содержание вредных веществ в выхлопе. Именно поэтому свечи DENSO Iridium TT соответствуют требованиям Евро-5 и Евро-6, и даже обладают потенциалом выхода на новые стандарты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новые технологии упрощают жизнь

Говоря о новых технологиях двигателестроения, стоит понимать, что «будущее уже наступило». Иными словами, почти все эти ноу-хау реализованы в большинстве двигателей, используемых на массовых моделях автомобилей — новые технологии становятся доступными широкой категории потребителей. Взять, к примеру, технологию «суперзажигания» (SIP), которую DENSO ранее применяла при изготовлении свечей для автомобилей марок Toyota и Lexus — она уже «вышла в массы».

А свечи DENSO Iridium TT, в которых, кстати, тоже реализована технология SIP, это не завтрашний, а уже сегодняшний день. Их широкий ассортимент позволяет подобрать необходимые изделия почти для любого современного автомобиля. И если рядового автомобилиста, не искушенного в технических тонкостях работы систем автомобиля, не впечатляют возможности иридия и «двойного наконечника», то его точно убедят даже незамысловатые подсчеты: используя свечи, которые уменьшают расход топлива и обладают ресурсом в 120 000 км, можно по-настоящему сэкономить.