Stratopolonez: гибрид гепарда и черепахи
Пётр Ярошевич был известным польским политическим деятелем, а с 1970 по 1980 год – бессменным Председателем Совета министров ПНР, то есть вторым лицом государства после Председателя Государственного совета. А ещё у Петра Ярошевича был сын Анджей 1946 года рождения, который, как и полагается отпрыску номенклатурной элиты, увлекался различными вещами, труднодоступными для простых граждан. В частности, Анджей очень любил гонки и в середине 1970-х стал владельцем той самой легендарной Lancia Stratos.
В ралли Анджей выступал с 18 лет, большую часть гонок провёл на модифицированном Polski Fiat 125p, ездил по различным этапам Чемпионата Европы и мира, в том числе в США, выигрывал локальные польские гонки. В 1975 году он обзавёлся конкурентоспособным автомобилем, Fiat 124 Abarth Rallye, и стал бронзовым призёром Чемпионата Европы, несколько раз поднявшись на подиум. Стало понятно, что нужно что-то посерьёзнее, и отец поспособствовал появлению у сына Stratos.
В 1976-м на «Стратосе» он выиграл Ралли Польши и Ралли Болгарии, снова взяв «бронзу» в чемпионате, а на Ралли Польши 1977 года... разбил «Лянчу» в хлам. Вторую такую машину не мог достать даже премьер-министр Польши (и первая была ввезена в страну по дикому блату). Всё то, что осталось от «Стратоса», было отправлено в научно-исследовательский отдел завода FSO для изучения и – строительства национального польского гоночного автомобиля. Было понятно, что он должен быть «Полонезом», самой перспективной польской разработкой, запланированной для серийного производства лишь в 1978-м.
От «Стратоса» осталась погнутая рама, подвеска, двигатель Ferrari V6. Всё это было тщательно отреставрировано, подготовлено и переделано под кузов «Полонеза». Двигатель ещё и форсировали до 285 л.с.! Причём в систему охлаждения внедрили элементы от грузовых машин Star. Естественно, кузов FSO Polonez тоже доработали, интерьер стал аскетично-спортивным, появился каркас безопасности. Забавно, но Stratos гораздо шире «Полонеза», и для внедрения итальянского заднего поста в польский кузов пришлось вынести колёса за его пределы.
Первым пилотом машины стал, естественно, Анджей Ярошевич. В 1978 году он стартовал на ней в Ралли Варшавы, в котором имели право принимать участие только автомобили польского производства. Теоретически он должен был выиграть эту гонку с огромным отрывом, но сошёл из-за технических проблем. Машина на деле оказалась далеко не идеальной, хотя разгонялась до сотни за 6 секунд и имела максимальную скорость 230 км/ч.
В первую очередь она имела отвратительную поворачиваемость из-за неудачных изменений в конструкции шасси, а также очень ненадёжный кузов (а что вы хотели от «Полонеза»?) Более того, форма кузова не обеспечивала должную прижимную силу, и машина плохо держала дорогу. Ярошевич стартовал на ней в четырёх крупных международных ралли, и лучшее место, которого он добился, было 12-е на Ралли Акрополис (Греция) в 1979 году.
После 1979-го Ярошевич завершил раллийную карьеру, а Stratopolonez, как не официально называли машину, «пошёл по рукам». На нём выступали Мацей Ставовяк, Адам Поляк и очень именитый пилот Мариан Бублевич. Несколько гонок машина выиграла, но всё-таки она была слишком специфична для того, чтобы дать начало серии себе подобных.
В 1985 году Stratopolonez отправился в Музей техники в Варшаве, а в 2000-м был отреставрирован группой студентов Варшавского политеха.