Согласно исследованию, опубликованному недавно в New Journal of Physics, пробки возникают тогда, когда плотность автомобилей на дороге превышает некоторый предел, после которого даже незначительные изменения в поведении отдельных водителей дестабилизируют движение.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ремонтные работы на дороге и аварии сами по себе не делают погоды; пробка возникает только после превышения предела плотности. Пробки существовали и до того, как все стали ездить на автомобилях. Вильям Фелпс Эно (William Phelps Eno), один из первых разработчиков ПДД, живший в конце XIX - начале XX вв., описывал нью-йоркские пробки из запряжённых лошадьми повозок.
Пробки — проблема не только жителей больших городов, и даже не только человеческая. Уже первые одноклеточные организмы сталкивались с трудностями в организации движения — не транспорта, но транспортных белков и энзимов, которые постоянно перекрывают друг другу доступ к нужным участкам ДНК. Процесс этот называется молекулярным траффиком, и проблемы в нём такие же, как с утра на загруженных дорогах.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
По данным ВОЗ, каждый год в авариях погибает 1,25 миллиона человек. Половину этой печальной цифры составляют самые уязвимые участники дорожного движения — велосипедисты, мотоциклисты, а также пешеходы. Повсеместное распространение беспилотных автомобилей может уменьшить количество ДТП — но точно не свести к нолю. Любопытно, что в авариях с участием автомобилей без водителя люди склонные винить кого угодно, но только не беспилотник. А вот если за рулём человек, то всё наоборот. Не обязательно участвовать в дорожном движении, чтобы страдать от него. По данным исследования 2016 года автомобили виноваты в участившихся по всему миру случаях заболевания астмой и другими заболеваниями дыхательных путей и экземой. И даже в пищевых аллергиях виноваты машины.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Другое исследование связало шумовое загрязнение от машин с храпом по ночам и сонливостью днём. Птицы тоже страдают: каждый год на дорогах погибает четверть миллиарда пернатых. Правда, некоторые птицы приспособились к дорогам и автомобилям и адаптировали расписание своих перелётов под часы пик: они стараются не летать над знакомыми дорогами в часы, когда машин мало и они едут с большой скоростью. Сколько животных погибает под колёсами, сказать трудно - до сих пор ни одна организация не дала глобальных цифр. Но недавнее исследование приводит данные по числу жертв на участке шоссе длиной 1,7 км в штате Индиана: за 17 месяцев там погибло 8000 животных.
Несколько контринтуитивные данные опубликовал в 2015 году журнал Wildlife Research: оказывается, больше всего животных погибает на просторных, широких дорогах с хорошей видимостью. Водители в таких условиях нажимают на газ и не успевают затормозить, когда на дорогу выпрыгивают дикие звери. Чем лучше нам, тем хуже им: исследование 2014 года доказало, что животные чаще попадают под колёса на малозагруженных дорогах, чем на оживлённых участках. Выходит, что для живой природы лучше, когда дорог меньше, а движение интенсивнее, чем когда дорог больше, а машин на них меньше.