Мал, да удал: тест MINI John Cooper Works
Немного истории. В 1952 году английские автомобильные компании Austin Motor Company и Morris Motors объявили о слиянии и переименовании в корпорацию British Motor Corporation. Затем случился Суэцкий кризис, который привёл к серьёзному дефициту топлива и продемонстрировал необходимость разработки сверхэкономичного автомобиля. В 1956 году руководитель British Motor Corporation Леонард Лорд создал рабочую группу из восьми человек (два конструктора, два студента инженерных специальностей и четыре чертёжника), которую возглавил талантливый британский инженер и дизайнер Алек Иссигонис.
Именно Алек Иссигонис стал автором ключевых решений, которые принесли автомобилю оглушительную популярность: четырёхцилиндровый рядный мотор с водяным охлаждением он установил спереди поперечно и объединил его с коробкой передач общим масляным картером, а колёса разместил как можно ближе к углам кузова. В результате такой компоновки пассажирский салон стал занимать 80% от площади автомобиля. Это был рекорд! И вот в 1959 году появился первый MINI — впрочем, тогда он официально назывался Austin 850 или Morris 850 на разных рынках, а цифры соответствовали рабочему объёму мотора, который развивал 34 лошадиных силы.
Крошечный автомобиль быстро пришёл к успеху: к середине шестидесятых по всему миру продавалось более 100 тысяч MINI ежегодно. Британский инженер и автогонщик Джон Купер увидел в «Мини» недюжинный потенциал и стал выпускать модификации с более мощными моторами, которым дал свою фамилию Cooper. Они стали пользоваться популярностью у любителей быстрых автомобилей и профессиональных гонщиков: MINI Cooper несколько раз выигрывал знаменитое Ралли Монте-Карло. В 1968 году корпорация British Motor Corporation вошла в состав холдинга British Leyland, в 1986 году переименованного в Rover Group. В 1994 году британский «Ровер» был продан немецкому концерну BMW. На рубеже веков баварцы избавились от британского наследия из-за огромных убытков, оставив под своим крылом лишь марку MINI. 4 октября 2000 года с конвейера сошёл последний классический MINI, на смену которому пришло новое поколение.
Наш тёмно-синий автомобиль с белой «кепкой» крыши – уже третье поколение культовой английской модели. И выглядит коренастая машинка просто сногсшибательно! Если не считать MINI, вспоминаются лишь два автомобиля, которые почти не меняются с годами и безошибочно опознаются в потоке: это Mercedes-Benz Gelandewagen и Porsche 911. Впервые я увидел MINI по телевизору в знаменитом британском сериале «Мистер Бин» — герой Роуэна Аткинсона ездил сначала на оранжевой, а затем на зелёной с чёрным капотом машинке. На «Мини» ездил Энцо Феррари (у него было их три штуки!), основатель Pink Floyd Сид Барретт, певица Мадонна. И знаете что? С тех пор MINI не особо-то изменился.
Узнаваемый профиль кузова с низкой горизонтальной крышей, почти вертикальное ветровое стекло, круглые фары, колёса по углам кузова – этот «Мини» словно вернулся из прошлого. И это классно, потому что ретростиль MINI неуловимо ассоциируется с детством. А в спортивном исполнении John Cooper Works «Мини» смотрится ещё и очень задиристо. Большие воздухозаборники спереди, мощная «губа» переднего спойлера, «ноздря» на капоте, шестиугольная решётка радиатора в мелкую ячейку с красной поперечной накладкой. По бокам – шильдики с эмблемой JCW, а задний бампер — с диффузором в нижней части и двумя рычащими выхлопными трубами посередине.
Внутри ещё круче. Потянув за хромированную ручку, открываем дверь без рамки и видим невероятно самобытный интерьер. Спортивные сиденья John Cooper Works с интегрированными подголовниками, выдвижной опорой для коленей и комбинированной обивкой из кожи и ткани жестковаты, но однозначно настраивают на спортивный лад. Кожаный руль отлично лежит в руках, но слишком длинный рычаг селектора автоматической коробки передач озадачивает и напоминает ручку в «Жигулях». Нет, сюда явно просится компактный и короткоходный джойстик – например, как у BMW. Завершают картину металлические накладки на педали и – конечно! – чёрный потолок.
На дверях – чёрные декоративные планки а-ля «рояльный лак» и контурная подсветка, а большая «тарелка» центрального дисплея обведена неоновой полоской. На рулевой колонке – смешные приборы, напоминающие пару олдскульных будильников. С настоящими стрелками! Вот увидите – пройдёт ещё совсем немного времени и это будет считаться ретро. Между сиденьями втиснут крошечный бокс, в который поместится разве что небольшой смартфон. Под ним – хорошо знакомый по BMW контроллер мультимедийной системы iDrive с круглой «шайбой» и набором кнопок. Но и есть и пара проблем... Салонное зеркало заднего вида расположено так далеко от водителя, что к нему нужно тянуться. И оно маленькое. Очень маленькое! Впрочем, как и стильные наружные зеркала. Узкое и почти вертикальное ветровое стекло с коротенькими, как на Гелендвагене, щётками «дворников» – это красиво и необычно, но не очень практично. К светофорам впритык не подъедешь, иначе придётся нагибаться, выглядывая из-под длинного «козырька» низкой крыши.
Но всё это можно простить за восхитительные тумблеры! А их тут целых два набора – на центральной консоли и на крыше. Даже двигатель заводится щелчком стильного тумблера! Если присмотреться, у основания селектора коробки передач можно увидеть большое кольцо. Это переключатель режимов движения – куда же нынче без него? По умолчанию переключатель находится в стандартном режиме Mid, если толкнуть его влево, включится спортивный режим Sport, а если вправо — экономичный режим Green. Тут всё стандартно: меняется чувствительность педали газа, отзывчивость рулевого управления, быстродействие коробки передач, жёсткость опциональных адаптивных амортизаторов, звук двигателя и даже цвет контурной подсветки в салоне. А вот центральный дисплей диагональю 8,8 дюйма, вписанный в круглую «тарелку», мелковат. Но разрешение экрана отличное, а знакомые с BMW найдут в оформлении мультимедийной системы много привычных – и удобных! – элементов, вроде наглядной индикации препятствий на изображении с камеры заднего вида.
Под неожиданно гигантским капотом скромно притаился двухлитровый четырёхцилиндровый турбомотор. Он развивает мощность в 231 лошадиную силу и крутящий момент в 320 Н•м, что весьма неплохо для 1220 килограммов снаряжённой массы, не так ли? В результате MINI John Cooper Works с шестиступенчатой автоматической коробкой передач разгоняется с места до 100 км/ч всего за 6,1 секунды. Если вы достаточно бесстрашны, то сумеете разогнать этот маленький автомобиль до 246 км/ч. По сравнению с предыдущей моделью, объём двигателя вырос на 25%, прибавка в мощности составила 10%, а крутящий момент увеличился на 23%. Турбокомпрессор интегрирован в стальной выпускной коллектор, а система бесступенчатой регулировки хода клапанов и бесступенчатой регулировки фаз газораспределения на впуске и выпуске позаимствована у BMW. Кстати, для четырёх цилиндров звук выхлопа прекрасен: сочный, глубокий и... злой. Вот уж чего не ожидаешь от маленькой машинки!
Передняя подвеска здесь – привычный Макферсон, а вот сзади – непривычная многорычажка. Для снижения массы и повышения жёсткости передняя подвеска оснащена алюминиевыми поворотными кулаками, а также подрамником и рычагами из высокопрочной стали. Для компонентов задней подвески также использованы высокопрочные сорта стали. Дисковые тормоза с неподвижными суппортами разработаны в сотрудничестве с Brembo и для убедительности окрашены в красный цвет. Тормозные диски едва помещаются в симпатичные 18-дюймовые двухцветные колёса Cup Spoke! И это неспроста, потому что «Мини» едет быстро. Я бы даже сказал — неожиданно быстро!
Пусть на дорогах его совсем не уважают и отчаянно пытаются не пропустить при перестроениях, при старте со светофора «Мини» накажет всех обидчиков. Жаль, что в камеру заднего вида не рассмотреть лица водителей, мигом оставшихся позади. А в поворотах эту крошку вообще мало кто способен догнать — MINI John Cooper Works управляется словно карт. Молниеносные перестроения, точные реакции, минимум кренов. Но в режиме Sport подвеска ощутимо потряхивает на неровностях, иногда болезненно. Чувствуется, как система стабилизации компенсирует силовое подруливание, характерное для мощных переднеприводных автомобилей, но полностью справиться с ним не удаётся – держите руль крепче. Если отключить электронный «ошейник» и переборщить со скоростью, «Мини» плавно соскальзывает с траектории наружу и легко корректируется рулём и газом.
Несмотря на маленький размер, MINI доставляет ничуть не меньше удовольствия, чем автомобили вдвое мощнее и дороже. Для снобов, бросающих на него презрительные взгляды из окон чёрных внедорожников и седанов бизнес-класса, «Мини» имени Джона Купера слишком шустро и дерзко едет. Это вызывает у напыщенных обывателей когнитивный диссонанс, что добавляет ещё больше веселья. А более адекватных персонажей порадует яркая и самобытная внешность, что в наши времена большая редкость. Кто же он, этот MINI John Cooper Works? Отвечаю: самый эмоциональный, быстрый и стильный из всех маленьких автомобилей, и в этом он действительно прекрасен.
Технические характеристики MINI John Cooper Works | |
Двигатель | |
Рабочий объем, см3 | 1998 |
Тип двигателя | Рядный, 4 цилиндра, с турбонаддувом |
Тип топлива | Бензин с октановым числом 95 и выше |
Максимальная мощность, л.с. при об/мин | 231 / 5200-6000 |
Максимальный крутящий момент, Н·м при об/мин | 320 / 1250-4800 |
Трансмиссия | |
Тип привода | На передние колёса |
Тип | 6-ступенчатая автоматическая |
Подвеска | |
Передняя | Независимая, пружинная, на стойках Макферсон |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная |
Тормозная система | |
Передние | Вентилируемые тормозные диски |
Задние | Вентилируемые тормозные диски |
Размер шин | 205/40 R18 |
Габаритные размеры | |
Длина / ширина / высота, мм | 3874 / 1727 / 1414 |
Колёсная база, мм | 2495 |
Дорожный просвет, мм | 143 |
Масса | |
Снаряженная масса, кг | 1220 |
Максимальная масса автомобиля, кг | 1700 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 246 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 6,1 |
Расход топлива (л/100 км) | |
Городской цикл | 7,2 |
Загородный цикл | 4,9 |
Смешанный цикл | 5,7 |