Начало начал: 10 первых автомобилей крупнейших японских брендов
От чужих запчастей до лидерства на рынке: история японского автопрома
Сегодня Япония — мировый лидер в автомобилестроении, но в начале 20 века все было иначе. Первые машины в стране восходящего солнца были созданы на основе европейского опыта — страна с небольшой территорией не имела полезных ископаемых или топлива. Поэтому первые японские автомобили были собраны из импортных запчастей. Но с течением времени Япония начала развивать автомобильную промышленность. Японские машины отличаются высоким качеством, надежностью и инновационными технологиями. Их популярность растет каждый год, и они становятся все более доступными для потребителей по всему миру.
После окончания Второй мировой войны Япония оказалась в крайне тяжелом положении. Страна была разрушена, инфраструктура разорвана, а население страдало от нищеты. Несмотря на это, главная автомобилестроительная компания страны — Toyota — продолжала работать и пыталась выжить в новых условиях.
В 1950 году Toyota выпустила всего 300 машин, и компания стояла на грани банкротства. Однако благодаря контракту с армией США на закупку грузовиков и последующее их обслуживание Toyota смогла остаться на плаву. Это событие стало переломным моментом для компании и помогло ей выжить в кризисных условиях.
Спустя пять лет японское правительство ввело ограничения на ввоз импортных автомобилей, что стало хорошей новостью для производителей. Это позволило им увеличить выпуск техники — в основном коммерческих автомобилей и мотоциклов. В 1954 году прошел первый Токийский автосалон, который стал отправной точкой для развития японской автомобильной культуры.
Но чтобы выжить в условиях конкуренции на мировом рынке, Toyota должна была продолжать инновационные разработки и улучшение качества своих авто. В 1966 году Toyota выпустила свою первую модель японского автомобиля Corolla, которая стала самой продаваемой машиной в мире. Toyota также продолжала работать над улучшением экологических характеристик своих автомобилей и в 1997 году выпустила первый гибридный автомобиль Prius.
В то время как внутренний рынок автомобилей начал налаживаться (начало 60-х), японский автопром все еще не был воспринят всерьез. Только 3,1% произведенных машин экспортировалось из страны, а репутация японских производителей была подорвана из-за обвинений в плагиате и отсутствии способности создать собственный автомобиль. Однако такая репутация была не совсем заслуженной. В 1936 году при разработке Toyota AA японские инженеры копировали американские технологии, но со временем они стали развивать свои собственные идеи и технологии.
Производители понимали, что необходимо налаживать экспорт автомобилей в западные страны, особенно в США, чтобы компенсировать медленный рост внутреннего рынка. В октябре 1957 года Toyota открыла свой первый дилерский центр в Голливуде, а уже через год продала 287 седанов Toyota Crown и 1 внедорожник Land Cruiser. В 1959 году на мировую арену вышла Honda (пока только как производитель мотоциклов), а год спустя — Nissan. Так началась эра японских автомобилей.
За десятилетие японцам удалось закрепиться в нише дешевых и простых автомобилей, но качество продукции было на уровень выше. Параллельно с развитием на рынке США японские компании начали расширять свое присутствие в Европе.
К 1965 году Toyota стала 11-м по величине автопроизводителем в мире по количеству выпущенных автомобилей, а Nissan — 14-м. В суммарном объеме производства автомобилей Япония уже опережала Францию к середине 60-х годов. Однако это было только началом для японской автомобильной индустрии.
Япония стала настоящим мировым автомобильным гигантом благодаря своей способности производить качественные, экономичные и надежные машины. Но как это произошло? Шел 1973 год, когда произошел нефтяной кризис, который привел к резкому снижению спроса на тяжелые и прожорливые американские автомобили. В отличие от них японские производители могли предложить качественные, экономичные и надежные машины, которые быстро завоевали популярность.
Особенно знаменитыми стали следующие японские автомобили:
- Toyota Corolla;
- Toyota Corona;
- Nissan (Datsun) 1200;
- Honda N600.
К 1975 году Toyota стала ведущим экспортером импортных автомобилей в США, превзойдя Volkswagen. А к 1979 году в мире ежегодно продавалось более 2 млн японских машин. Авто Страны восходящего солнца были не только надежными и экономичными, но и имели высокий уровень безопасности.
Согласно оценке Американской ассоциации безопасности дорожного движения в 2013 году, среди 22 моделей, которые соответствовали критериям Top Safety Pick Plus, 16 моделей были японскими производителями. В 2014 году Consumer Report объявил рейтинг надежности по бренду, и в порядке Lexus, Toyota, Mazda, Honda, Япония доминировали в четырех лучших местах.
Сегодня Япония является крупнейшей автомобильной страной в мире. В 2008 году ежегодный объем производства автомобилей в Японии составил 1,156 млн. человек, что является номером 1 в мире.
DAT Go (1913) — первый Nissan
Изначально компания называлась Kaishinsha Motor Car Works и была основана Масухиро Хасимото в 1911 году. Тремя годами позже она поменяла название на DAT — это акроним, образованный первыми буквами инвесторов Кендзиро Дена, Рокуро Аоямы и Мейтаро Такеши, вложивших средство в бизнес Хасимото.
Фирма неоднократно меняла названия, и лишь в 1928 году впервые прозвучало слово Nissan как аббревиатура от Nihon Sangyo («японское производство»). Первым автомобилем компании стал DAT Go, DAT Car или, как его называют некоторые историки, DAT 1 — путаница связана с тем, что собственного названия у модели не было вообще. Это был крошечный открытый автомобиль, сборка была ручной и штучной, но, тем не менее, DAT Go — это первый серийный японский автомобиль.
Mitsubishi Model A (1917)
Судостроительная компания Mitsubishi Shipbuilding Co. была основана в 1875 году предпринимателем Ятаро Ивасаки — изначально как почтово-пароходный сервис. В 1917 году руководство компании приняло решение выходить на автомобильный рынок, и в считанные месяцы была разработана первая модель Mitsubishi Model A, базирующаяся на итальянском Fiat Tipo 3.
Автомобиль оснащался 4-цилиндровым рядным мотором мощностью 35 л.с. и разгонялся до 97 км/ч. Поскольку DAT Go был сделан всего в нескольких экземплярах, именно Mitsubishi Model A многими историками считается первой серийной японской машиной — с 1917 по 1921 год было построено целых 22 экземпляра! Забавно, но вплоть до 1960 года компания больше не строила серийных легковых автомобилей, сконцентрировавшись на грузовиках, двигателях и авиационной продукции.
TGE A-Type (1917) — первый Hino
Hino — один из крупнейших производителей грузовой и коммерческой техники — был основан в 1942 году, хотя история компании уходит корнями значительно глубже. В 1910-м появилась Tokyo Gas Industry Co., занимавшаяся поставками природного газа, затем образовалось ее подразделение, занимавшееся производством электрических компонентов, а в 1917-м выделилось и автомобильное направление.
Первым грузовиком стала модель TGE A-Type (где TGE — это аббревиатура Tokyo Gas and Electric). Впоследствии компания многократно переименовывалась, сливалась и разделялась, занималась производством в том числе военной техники, пока не пришла в 1942-м к современному бренду.
Hatsudoki Seizo Type HA (1930) — первый Daihatsu
Компания Daihatsu начиналась в 1907 году как производитель стационарных силовых агрегатов и железнодорожных дизелей Hatsudoki Seizo Co. В 1951-м компания поменяла название и под новым брендом расширила свое присутствие на машиностроительном рынке, представив в частности трехколесную мотоциклетку Daihatsu Bee. Многие указывают именно ее как первое колесное транспортное средство компании, но на деле грузовые трициклы Hatsudoki Seizo начала производить еще в 1930 году.
Первая модель называлась Type HA — это был первый грузопассажирский «муравей», на который устанавливался двигатель японской разработки и производства. Заметим, что прототип грузовика в цехах компании собрали еще в 1919 году, но по нему не сохранилось никаких данных.
Mazdago (1931)
Mazda была основана в 1920 году как Toyo Cork Kogyo Co. и производила в частности всевозможные станки, пока в 1931-м не представила грузопассажирский трицикл Mazdago. Он позиционировался как «авторикша» и достаточно быстро снискал популярность на рынке, конкурируя как раз с Hatsudoki Seizo (правда, не с Type HA, а с более совершенным Type HB). Трициклы были единственной транспортной продукцией компании вплоть до представления в 1958 году компактного грузовичка Mazda Romper.
Isuzu TX40 (1933)
Компания была основана в 1916 году, когда токийский судостроительный гигант Ishikawajima, объединившись с Tokyo Gas and Electric Industrial Co., решил выходить на автомобильный рынок. Компания купила у британской компании Wolseley и начала с отверточной сборки Wolseley A-9 и грузовиков Wolseley CP в Японии.
В 1927 году было решено переходить на собственные модели — под брендами Simida и Chiyoda. А еще шестью годами позже компания слилась с DAT Automobile (компанией, позже переименованной в Nissan) и обрела окончательный бренд — Isuzu, по названию реки. Несмотря на то, что официально название Isuzu было задокументировано лишь в 1949 году (!), первым автомобилем под этим брендом стал грузовик Isuzu TX. В 1933 году было одновременно представлено две машины этой линейки — двухтонка TX40 для использования в городе и сельскохозяйственная 1,5-тонка TX35. Этот автомобиль полностью изготовлялся в Японии без малейшего использования импортных инструментов и деталей.
Toyota A1 (1935)
В 1926 году Сакити Тоёда основал компанию Toyoda Automatic Loom Works — уже не первую свою компанию по производству ткацкого оборудования. Но именно это начинание стало впоследствии знаменитой автомобильной фирмой.
В 1933-м, уже после смерти Сакити, его старший сын Киитиро Тоёда принял решение выходить на автомобильный рынок и выделил из предприятия автомобильное отделение. В мае 1935-го было представлено три экземпляра первого прототипа Toyota A1. Шасси и электронику скопировали с Ford, а 6-цилиндровый двигатель был копией Chevrolet. Годом позже модель с некоторыми изменениями пошла в серийное производство под названием Toyota AA. Ни один из трех экземпляров A1 не сохранился.
Honda A-Type (1948)
Соитиро Хонда, инженер и изобретатель, начал делать первые комплектующие (в частности, поршневые кольца) для автомобилей еще в середине 1930-х, но во время войны его завод был практически уничтожен бомбардировками, и он продал остатки предприятия «Тойоте».
В октябре 1946 года Хонда начал все с начала и основал компанию Honda Technical Research, с которой с 1948-го начал делать мотоциклы. Вся компания представляла собой мастерскую-гараж и 12 человек персонала. «Мотоциклы» представляли собой приобретенные велосипеды сторонних фирм, на которые устанавливались специально для этого разработанные двигатели Honda A-Type. Результат неплохо продавался, и уже в 1949-м компания сделала свой первый мотоцикл «полного цикла», Honda D-Type.
Suzuki Power Free (1952)
Компания была основана Митио Сузуки в 1909 году как производитель ткацкого оборудования. В 1937 году Сузуки решил, что успех ткацких станков позволяет ему расширить гамму производства, и к 1939-му было изготовлено несколько опытных образцов компактных автомобилей. Война помешала начать производство, образцы были уничтожены — не сохранилось даже их фотографий.
К теме транспорта Сузуки вернулся в 1951 году — теперь уже с менее наполеоновскими планами. Первой продукцией Suzuki в этом направлении стал не автомобиль, а мопед Suzuki Power Free, выпущенный в 1952 году на базе обычного велосипеда. За пару лет продукция вышла на количество в несколько тысяч в год, а в 1954-м появился и первый автомобиль, Suzuki Suzulight.
Subaru P1 (1954)
Компания Subaru была образована 15 июля 1953 года на базе канувшей в лету авиастроительной фирмы Nakajima, называвшейся к тому моменту Fuji Heavy Industries (FHI). Суммарно в 1953—1955 годах в концерн Subaru слились целых шесть различных компаний, производивших самые разные машины и устройства. Кендзи Кито, руководитель FHI, очень хотел, чтобы новая компания начала строить автомобили, и инициировал разработку модели P1, которая позже была переименована в Subaru 1500.
Автомобиль имел 1,5-литровый двигатель, базирующийся на серийном Peugeot (такой же ставили на серийный автомобиль другой японской фирмы, Prince GA4). Всего было сделано 20 экземпляров P1 (1500), из которых шесть были переданы фирмам такси для дорожных тестов. Первая серийная модель Subaru появилась четырьмя годами позже и называлась Subaru 360.