Главный военный китайский грузовик: как закалялся DongFeng
Китайские компании делятся на два типа. Первый — образовавшиеся до 1990-х годов. В течение многих лет они производили полторы модели, почти всегда — для внутреннего рынка, почти всегда — для нужд чиновников или военных. А потом быстро переквалифицировались под рыночную экономику и стали современным автомобильным брендом. Второй тип сразу родился во времена рынка — после 1990-х, и не требовал адаптации. Сегодня различить бренды по происхождению практически невозможно — все работают в одном стиле.
Так вот, DongFeng относится к первому типу. Эта компания образовалась в 1969 году как Второй автомобильный завод (первым был FAW, о чём свидетельствует единичка на его логотипе) по личному указанию Мао Цзэдуна для осуществления военных заказов на грузовую технику.
Для производства в СССР была закуплена документация на «Урал-375», и к 1975 году был разработан и поставлен на конвейер первый грузовик -DongFeng EQ240. Весила машина 2,5 тонны, имела привод 6x6, весила 7800 кг и могла вести до 12 человек десанта или соответствующий по объёму груз массой до 4,5 тонн.
Поставлялись EQ240 в типовой комплектации — шасси и железные кузова без особых удобств, в конце концов, не Мао же возить. Зато получалось дёшево. Впоследствии появлялись новые модель армейских DongFeng, но EQ240 неизменно продолжал производиться, со временем став самым массовым грузовиком в армии Китая. В 1990-е он прошёл ряд модернизаций, получив новое название — EQ2080, затем появился в версии EQ2081 с двигателем Cummins, затем — в 1995 году — EQ2082E для экспорта в армию Перу (до того машина не экспортировалась).
EQ240 трудно не встретить на китайских дорогах — даже при всей модернизации автопарка Поднебесной. И что-то в этой машине есть такое родное, советское, что хочется порой вспоминать с теплотой, а порой — забыть как страшный сон.