Merkur XR4Ti: забытый бренд «Форда»
В середине восьмидесятых классические люксовые бренды США — «Линкольн», «Кадиллак» — начали резко терять популярность, уступая более современным и совершенным «европейцам» в лице BMW и Mercedes-Benz. Почувствовав это, ещё и японцы запустили собственные люксовые бренды — Acura (от «Хонды») и Lexus (от «Тойоты»). Понимали падение спроса на американский «люкс» и в «Форде». И пошли на необычный шаг.
На базе европейского отделения «Форд» был создан бренд Merkur — вроде как люксовый и вроде как европейский. Хотя в основе первой модели Merkur XR4Ti лежала обычная Sierra, а Merkur Scorpio и вообще не скрывал своего происхождения. Да, машины оснастили более дорогими и комфортными салонам, более мощными двигателями — но всё равно это были старые добрые «Форды». Компания рассчитывала совместить в Merkur любовь американцев к отечественному автопрому и стремление купить европейский автомобиль класса «люкс».
Концепция не оправдалась, и в 1989 году бренд был ликвидирован из-за низких продаж. Но за эти четыре года марка Merkur поразительным образом успела засветиться в гонках. В 1985 году, в первый же год продаж, пилот Энди Роуз купил Merkur в США, отвёз его в Британию, переоборудовал и выиграл на нём британский чемпионат по турингу! В следующем году машины Merkur успешно стартовали в Европейском чемпионате и в DTM, ещё позже — в Trans-Am, а в 1988-м Merkur XR4Ti выиграл гонку «24 часа Дайтоны» в своём классе. Успехи объяснялись легко: машина действительно имела значительно более мощный двигатель, чем конкуренты по классу, но стоила при этом относительно недорого, будучи переоборудованным серийным «Фордом».
А в 1998-м, спустя 9 лет после окончания производства, американец Рик Бёрнс на доработанном Merkur XR4Ti 1987-го установил на высохшем озере в Бонневилле новый мировой рекорд скорости для колёсных автомобилей с чётырёхцилиндровым двигателем — 329,838 км/ч. Это стало последним успехом Merkur в истории.