Merkur XR4Ti: забытый бренд «Форда»

Всего четыре года – с 1985-го по 1989-й – существовал автомобильный бренд Merkur, под которым Ford пытался продавать люксовые версии Scorpio. Но, как ни странно, один из «Меркуров» успел отметиться даже мировым рекордом скорости.
Тим Скоренко
Тим Скоренко
Merkur XR4Ti: забытый бренд «Форда»

В середине восьмидесятых классические люксовые бренды США — «Линкольн», «Кадиллак» — начали резко терять популярность, уступая более современным и совершенным «европейцам» в лице BMW и Mercedes-Benz. Почувствовав это, ещё и японцы запустили собственные люксовые бренды — Acura (от «Хонды») и Lexus (от «Тойоты»). Понимали падение спроса на американский «люкс» и в «Форде». И пошли на необычный шаг.

На базе европейского отделения «Форд» был создан бренд Merkur — вроде как люксовый и вроде как европейский. Хотя в основе первой модели Merkur XR4Ti лежала обычная Sierra, а Merkur Scorpio и вообще не скрывал своего происхождения. Да, машины оснастили более дорогими и комфортными салонам, более мощными двигателями — но всё равно это были старые добрые «Форды». Компания рассчитывала совместить в Merkur любовь американцев к отечественному автопрому и стремление купить европейский автомобиль класса «люкс».

Концепция не оправдалась, и в 1989 году бренд был ликвидирован из-за низких продаж. Но за эти четыре года марка Merkur поразительным образом успела засветиться в гонках. В 1985 году, в первый же год продаж, пилот Энди Роуз купил Merkur в США, отвёз его в Британию, переоборудовал и выиграл на нём британский чемпионат по турингу! В следующем году машины Merkur успешно стартовали в Европейском чемпионате и в DTM, ещё позже — в Trans-Am, а в 1988-м Merkur XR4Ti выиграл гонку «24 часа Дайтоны» в своём классе. Успехи объяснялись легко: машина действительно имела значительно более мощный двигатель, чем конкуренты по классу, но стоила при этом относительно недорого, будучи переоборудованным серийным «Фордом».

А в 1998-м, спустя 9 лет после окончания производства, американец Рик Бёрнс на доработанном Merkur XR4Ti 1987-го установил на высохшем озере в Бонневилле новый мировой рекорд скорости для колёсных автомобилей с чётырёхцилиндровым двигателем — 329,838 км/ч. Это стало последним успехом Merkur в истории.