CBT Javali: как трактористы строили джип
CBT была основана в городе Ибате в 1959 году и уже в 1960-х стала крупнейшим поставщиком тракторов в Южной Америке. Да что там в Южной Америке — трактора CBT активно экспортировались в США, Австралию, африканские страны, Японию, в общем, дел шли превосходно.
Но в начале 1980-х продажи начали падать, и владельцы решили расширять бизнес. Первой попыткой сделать это была разработка… беспилотного самолёта BQM-1BR. Правда, он так и остался в формате прототипа, потому что прекрасная сельскохозяйственная репутация компании не способствовала популярности в области ВВС. Зато вот расширение в сторону производства двигателей для грузовых машин, а также прочих запчастей, вполне себе имело успех — и в конце 1980-х в CBT серьёзно задумались о собственном автомобиле.
Так в 1989 году появился универсальный внедорожник CBT Javali (переводится как «кабан» или «вепрь»). Автомобиль вышел простым, как веник, без каких-либо излишеств, но зато мощным и надёжным. Его предлагали в одном-единственном цвете, который местные фермеры ничтоже сумняшеся прозвали «цветом г… на» (простите, но из песни слов не выкинешь, а это исторический факт!)
К 1994 году было изготовлено и продано около 3000 машин, причём некоторые — бразильской армии в качестве пробных. Правда, «Кабан» всё-таки был больше сельхозмашиной, чем армейской платформой, и полноценного контракта не получилось.
В 1994-м производство свернули, но сама Companhia Brasileira de Tratores прожила после этого немного. В 1995-м бразильское правительство отменило программу защиты отечественного производителя и открыло внутренний рынок для импорта. В течение года более совершенные и конкурентоспособные трактора заполонили рынок — и CBT разорилась в течение года.