Несложившиеся судьбы: посмотрите на малоизвестные гоночные мотоциклы 90-х годов
Paton
1990-1992, 1994-1999
Итальянская компания Paton существует с 1958 года и достаточно известна в мотоциклетном мире. Но мало кто помнит, что с конца 1950-х до начала 1990-х Paton выставляли свои мотоциклы в MotoGP. В 1976−1970 годах их пилоты даже финишировали на подиумах, но к девяностым былая гоночная слава канула в Лету, и последние попытки Paton принять участие в Чемпионате мира были сомнительны. Правда, заметим, что в других мотогонках компания успешно выступает до сих пор, в частности, в 2017 году она возвращается в легендарную гонку ТТ на острове Мэн с новым мотоциклом Paton S1. А на снимке — модель Paton V115 500, стартовавшая в Гран При с 1986 по 1992 год. Лучшим результатом в гонке для Paton 1990-х стало 15-место (трижды), а лучшим местом в чемпионате — 25-е пилота Тошиюки Аракаки в 1996 году.
Librenti
1990, 1992-1993, 1995
В 1990-м мотоцикл собственной конструкции впервые выставил в MotoGP итальянский инженер Джанкарло Либренти. Более всего поражало, что крошечная частная компания не просто построила свою машину, но и оснастила ее собственным 4-цилиндровым двигателем, а не купила клиентский Honda или Suzuki. Команда существовала до 1992 года, но в 1993-м 56-летний Либренти умер, и его инициатива не получила продолжения, хотя пилот Марко Папа еще несколько раз выходил на старт на Librenti, уже имея мотоцикл в собственности. Лучшее место мотоцикла на финише гонки — 14-е, пилот Андреас Люте, 1990 год; в чемпионате Люте занял 25-е место.
Chevallier
1990
Французский пилот и инженер Ален Шевалье начал строить гоночные мотоциклы в 1970-х годах, а в 1984-м впервые выставил свою машину с клиентским мотором Honda в высшем, 500-кубовом классе. В восьмидесятых дела шли успешно, пилоты иногда сражались в первой половине пелатона, а однажды Дидье де Радиге даже поднялся на подиум, став вторым. Но былые успехи подзабылись, и 1990-й стал последним годом участия команды в высшем дивизионе Чемпионата мира. Ее единственный пилот Рашель Никотт занял 32-е место, лучшим финишем для него стало 13-е место.
Norton
1991
Одна из старейших британских мотоциклетных компаний Norton была основана в 1898 году и принимала участие в 500-кубовых мотогонках с самого первого чемпионата мира, прошедшего в 1949 году. Она был одним из лидеров, ее пилоты одержали 21 победу, 129 раз стояли на подиуме, а Джефф Дьюк в 1951 году принес команде чемпионский титул. Но к 1990-м марка много раз меняла хозяев, возвращалась и уходила, и дни славы остались позади. В 1991-м произошло очередное «точечное» возвращение. Рон Хэслем стартовал в ГП Великобритании, финишировал 12-м и закончил чемпион 26-м.
Roton
1991
В том же году конструктор Брайан Крайтон представил свой мотоцикл Roton CR700P на базе Norton — но с удивительным ротативным двигателем. На деле первую такую машину он спроектировал еще в 1986-м, но лишь в девяносто первом она приняла участие в официальной гонке Чемпионата, а не в локальном соревновании. Британский пилот Стив Спрей финишировал на мотоцикле 15-м в единственном проведенном Гран-При и занял 31-е место в чемпионате. Больше в высшем классе Roton не стартовал, хотя в местных гонках занимал призовые места и даже выигрывал.
ROC
1992-1997
В 1992-м появилось сразу два конструктора, построившие достаточно успешные машины с клиентскими моторами Yamaha — французский ROC и британский Harris. Мотоциклы ROC конструкции Сержа Россе стартовали в высшем классе с 1992 по 1997 годы, причём достаточно прилично. В 1993-м британский пилот Найл Маккензи на ROC-Yamaha финишировал в ГП Великобритании третьим, поднявшись на подиум (надо заметить, благодаря сходу большинства лидеров) и закончил чемпионат на 9-м месте. ROC успешно поставлял свои машины множеству частных пилотов, например, в 1993-м на этих машинах стартовало 20 (!) гонщиков.
Harris
1992-1996
Компания Harris как гоночная команда и производитель мотоциклетных комплектующих была образована братьями Лестером и Стивом Харрисами еще в 1972 году, а в 1980-х представила свой первый мотоцикл 500-кубового класса под клиентский мотор Suzuki (на этой машине Барри Шин даже финишировал на 3-м месте в ГП ЮАР'1984). В 1992-м произошла вторая «инкарнация» Harris, уже с клиентскими моторами Yamaha. Лучшим результатом стало 6-е место Терри Римера в ГП Великобритании'1992, а лучшим местом в чемпионате — 14-е Джона Рейнольдса в 1994-м. У команды было приличное количество частных клиентов, покупавших «Харрисы» для своих стартов. Впоследствии команда пыталась еще раз вернуться в чемпионат под названием Harris WCM.
VRP
1992
Инициатива итальянского инженера Карло Вероны, построенная на базе Paton с двигателем Suzuki. Мотоцикл оказался неудачным и провел всего несколько гонок, а на большее у команды не хватило денег. Стартовал на VRP 500 GP (на снимке) пилот Андреас Люте, очков не набрал и выше 19-го места в гонке не поднимался (а в большей части гонок банально не прошёл квалификацию).
Elf
1996-1997
Команда, выступающая под логотипом французского нефтяного бренда Elf, существовала еще с середины 1980-х, но лишь в середине 90-х она представил мотоцикл собственной разработки, оснащенный 500-кубовым двигателем Swissauto. Для разработки была нанята команда профессионалов из уже упомянутой выше компании ROC, главным конструктором был Серж Россе. Мотоцикл на снимке получил название Elf 500 ROC. Лучшим его результатом в гонке стало 6-е место Юргена Фухса на ГП Бразилии 1997 года, в том году Хуан-Батиста Борджиа занял 17-е место в чемпионате, что стало лучшим достижением команды. После этого команда была продана другим владельцам.
MuZ
1998-1999
Новые владельцы сменили имя Elf на MuZ, потому что они представляли мотоциклетный завод Motorradwerk Zschopau, выпускающий мотоциклы под маркой MZ. В прошлом MZ были вполне успешны в мотогонках младших классов — 250, 125 «кубиков», но в 500-ке это была первая попытка. Мотоцикл MuZ 500 (на снимке) был дальнейшим развитием Elf 500 ROC, только с двигателем Weber, и добился примерно таких же успехов: в сезоне 1999 года пилоты Лука Кадалора и Юрген ван дер Горберг дважды финишировали 8-ми, а в чемпионате ван дер Горберг стал 16-м, вот и все. Команда была ликвидирована по окончании 1999-го.
Modenas
1997-2000
Плод сотрудничества крупной малайзийской мотоциклетной компании Modenas и экс-пилота, трёхкратного чемпиона мира Кенни Робертса. Робертс уже имел свою команду, на мотоциклах, принадлежащих которой, Уэйн Рейни выиграл три чемпионских титула, и теперь хотел собственную машину (пилотом должен был стать его сын Кенни-младший), и деньги плюс технические возможности малайзийцев пришлись кстати. На свет появился мотоцикл Modenas KR V3, который стартовал в гонках с 1997 по 2000 год, и лишь затем уступил место новому поколению (а заодно и новому названию). Лучшим результатом в гонке стало 6-е Кенни Робертса-младшего на ГП Германии 1998 года, в чемпионате — его же 13-е в 1998-м. На снимке пилот Жан-Мишель Байль на ГП Франции'1999.
TSR
1999-2000
Производитель комплектующих Technical Sports Racing (Япония) выставлял байки разных марок в разных классах мотогонок с 1993 года, а в 1999-м представил первую собственную машину TSR-Honda AC50M с клиентским двигателем. На снимке пилот Харучика Аоки справа под номером 26. В том году он сумел финишировать 6-м в Германии, а в общем зачете чемпионата занял 15-е место.
BSL
1999-2000
Последним малоизвестным конструктором мотоциклов, стартовавших в 500-кубовом классе ЧМ в 1990-х, стала команда Buckley Systems новозеландца Билла Бакли. Его мотоцикл BSL 500 V3 стартовал в сезоне 1999 года (в 2000-м тоже пытался, но квалификацию ни разу не прошел), пилот Марк Уиллис добился максимум 18-го места в ГП Испании и очков не набрал.
Также в чемпионате пытались выйти на старт еще несколько команд с мотоциклами собственной конструкции — но даже не проходили квалификацию. На ГП Сан-Марино и ГП Италии 1991 года пытался пробиться в основной пелатон венесуэльский пилот Ларри Вакондио на мотоцикле Domina P22, но остался за рамками стартовой решётки. На ГП Чехословакии того же года пытался пробиться через сито квалификации чилиец Винченцо Каскино на мотоцикле Vogt с двигателем Honda, но его попытка тоже не удалась.