Orbitron: идеальный автомобиль для пришельца
Эд Рот — кастомайзер-классик. Он родился в 1932 году, в 1950-х прославился созданием оригинальных хот-родов, а в 1960-х нашел свой собственный стиль — инопланетного, космического вида обтекаемых спортивных автомобилей с визуальными элементами драгстеров. Он пережил все этапы культуры кастомайзеров — расцвет спорткаров 1950-х, футуристические 1960-е и закат 1970-х, а машины и мотоциклы продолжал делать до самой смерти в 2001 году. А в 1964-м он сделал «Орбитрон».
Такие автомобили делались как произведения искусства, как статуи Микеланджело или картины Марка Ротко, чтобы потом быть проданными ценителям и коллекционерам. «Орбитрон» считается одним из шедевров Рота. Рот спроектировал кузов и дизайн салона целиком самостоятельно, не опираясь ни на одну из существующих моделей. В качестве силового агрегата он использовал V-образную восьмерку Chevrolet 1955 года.
Но машина оказалась настолько футуристической, что продать ее толком не получилось. В итоге ее в 1967 году за скромные $750 купил друг Рота, кастомайзер Даррел Старберд. А чуть позже — выгодно перепродал какому-то коллекционеру в Техас. И след «Орбитрона» потерялся. Известно, что в начале 1990-х машину продали в Мексику (это рассказал последний хозяин после обнаружения кастом-кара), но к тому времени удивительный асимметричный нос банально отпилили, чтобы ввинтить на его место дополнительную решетку радиатора для подачи воздуха к мощному двигателю.
Интересно, что сам Рот никогда не беспокоился о судьбе своего шедевра, поскольку сам считал его неудачей (потому и продал так дешево). И срез цветных фар спереди тоже был следствием этой неудачи — машина не могла реализовать весь потенциал двигателя из-за плохо подобранной компоновки. Другое дело, что компоновка тут отступала на второй план перед дизайном.
Машину в 2007 году случайно опознал на улице мексиканского города Сьюдад-Хуарес реставратор Майкл Лайтборн. Автомобиль стоял перед секс-шопом, служа подставкой для рекламы. Лайтборн выкупил «Орбитрон», вернул в США и перепродал другому реставратору и кастомайзеру — Бо Бекману. Машину бережно отреставрировали, сохранив максимум оригинальных деталей. Интерьер воссоздавал престарелый Джо Перес — человек, который за полвека до этого делал его вместе с Ротом, а покраской занимался еще более древний Ларри Уотсон, красивший машину в 1960-х.