Назад в СССР: оригинальные модели советских велосипедов
Недорогой по сравнению с автомобилем, доступный как ребенку, так и взрослому, не занимает много места при хранении — все это советский велосипед. В Союзе он был самым популярным видом транспорта, на нем ездили все и везде: от горожан до жителей сел и деревень. Если достаток семьи позволял, родители покупали первый трехколесный велосипед своему чаду уже в 3-4 года, а потом — меняли модели по мере взросления малыша.
История советских велосипедов
История советских велосипедов началась почти 100 лет назад, когда в 1926 году в Харькове на мощностях Харьковского велосипедного завода имени Петровского был выпущен первый в Советском Союзе «байк». Он производился в нескольких вариантах: дорожный, подростковый, специальный и детский. Интересно, что само предприятие было основано еще в дореволюционный период на базе велосипедной фабрики Лейтнера, которую во время Первой мировой эвакуировали из Риги в Харьков, а после Октября национализировали.
Позже тенденцию выпускать велосипеды подхватили и другие заводы СССР. Так, в Литве появились «Орленок» и «Ласточка», а в Перми производили «неубиваемого» двухколесного коня под названием «Сура», который хорошо подходил для отечественных дорог и был неприхотлив в ремонте. В 1936 году на заводе «Ленинградский металлист» стали массово выпускать детские двухколесные велосипеды «Эврика», «Десна», «Кама» и «Школьник».
В Москве велосипеды начали делать уже после Великой Отечественной войны — в 1949 году на Московском велосипедном заводе собрали спортивный ЗиЧ-1.
Кто производил велосипеды в СССР?
На самом деле, в СССР велосипеды производили не только специализированные фабрики, но и самые разные предприятия. У большинства заводов была определенная квота на производство товаров для обычного потребителя и большая ее часть покрывалась именно производством популярного у советского человека средства передвижения — велосипеда.
Часто советские велосипеды производили из материалов, которые остались в цехах от основного производства завода. Из-за этого некоторые велосипеды, созданные на непрофильных предприятиях, были очень доступны по цене, но имели достаточно низкое качество.
Кроме того, велосипеды СССР были свои для каждого региона. Так, например, если велосипед сделали на заводе в Москве, найти его в Беларуси было сложно — такое же правило работало и в обратную сторону.
Популярные модели советских велосипедов
На деле у каждого советского велосипедного завода были какие-то специфические «бренды». Но некоторые, как, например, «Орленок», становились общими и выпускались на разных заводах в разных союзных республиках.
Детские советские велосипеды
В прошлом веке обзавестись велосипедом мечтал каждый советский ребенок. Если сегодня дети меряются моделями iPhone, в то время королем двора считался обладатель самого «крутого» велосипеда. Чтобы раздобыть такой транспорт для своего чада, родители стояли в огромных очередях и отдавали за него немалую часть зарплаты. Несмотря на товарный дефицит, с детскими велосипедами в стране проблем не было, на выбор всегда были модели для всех возрастов: начиная с трехколесного без педалей, заканчивая полноценным двухколесным.
Взрослые (дорожные) советские велосипеды
Самые классические советские велосипеды для юношей и взрослых по-другому назывались дорожными. Они подходили для перемещения по городским улицам и поездкам по трассе за город. Таких моделей на рынке СССР было больше всего.
Спортивные советские велосипеды
Хотя спортивные велосипеды в Советском Союзе начали производить несколько позже, чем простые дорожные, делали это достаточно удачно. Модельный ряд таких «байков» включал в себя большое количество вариантов как для любителей, так и для профессиональных спортсменов. Советские спортивные велосипеды активно использовали для тренировок и соревнований различных уровней. Главное их отличие от обычного двухколесного транспорта для взрослых заключалось в особенностях конструкций.
Складные советские велосипеды
Сегодня такой велосипед показался бы странным и непривлекательным, но в СССР складные велосипеды считались самыми модными и удобными в быту. Несмотря на то, что такие модели обладали не слишком мощными характеристиками по сравнению с дорожными, их ценили за компактность и возможность хранить даже в небольшой городской квартире.