Зимние шины: явное и тайное
Описания современных шин бывают по объему сопоставимы с документацией к сложному техническому устройству, что неудивительно — конструкция покрышки содержит немало элементов, и каждый имеет свои особенности. Сейчас мы остановимся лишь на некоторых из этих особенностей, чтобы показать, как и в каком направлении движется конструкторская мысль ради обеспечения нашей безопасности.
Практически все, что мы можем оценить в шине визуально, — это «беговая дорожка» протектора с ее рисунком и ламелями. Но многое скрыто от нашего взора. Например, мы не можем на глаз определить состав резиновой смеси, из которого сделана шина, оценить его свойства. А ведь это одно из главных направлений поиска конструкторов современных шин.
Шипы и микрогранулы
Фрикционные шины, как известно, обеспечивают больший комфорт езды и меньший шум, однако в нашей заснеженной стране люди, живущие вдали от больших городов и эффективных коммунальных служб, нередко предпочитают шипы. Шипы в силу небольшого размера — это тоже специфические конструктивные элементы шины, свойства которых не так просто оценить с первого взгляда. А между тем имеет значение форма шипа, способ его крепления к протектору, а также распределение шипов по поверхности.
У Nokian в шипованной шине Hakkapeliitta 8 для протектора применена аналогичная смесь, но без микрогранул (коль скоро есть металлические шипы). Это смесь на основе криосилана (Hakkapeliitta Cryo-silane Gen 2) с повышенным содержанием натурального каучука. В ней также используется рапсовое масло для сохранения эластичности при любых температурах. Зато шипам, конечно, уделено особое внимание. Шипы якорной конструкции обладают фланцем, уменьшающим раскачивание во время движения, и в то же время каждый шип погружен в слой резиновой смеси Eco Stud, смягчающий удары о дорогу. Таким образом, при сохранении хорошего сцепления достигается высокая износостойкость и более мягкое касание дорожного полотна.
В чем-то схожая технология (ICE-COR) применена в шине Cordiant Snow Cross. Здесь конструкция протектора имеет два слоя. Мягкий верхний слой гасит часть энергии движения шипа и при этом устойчив к низким температурам и износу. Нижний слой — твердый. Он выполняет функцию ограничителя, не позволяя шипу вдавливаться внутрь протектора. Такая система, в частности, препятствует потере шипов. Шип здесь якорный, двухфланцевый, с сердечником из карбида и вольфрама, имеет форму снежинки, что дает ему возможность буквально разбивать верхний слой льда. Покрытие шипами протектора шины Cordiant Snow Cross спроектировано таким образом, что в пятне контакта в любой момент движения находится не менее десяти шипов для надежного удержания от скольжения в любом направлении. Да и само пятно контакта несколько увеличено благодаря специальному зимнему профилю покрышки. Это повышает распределение давления, благодаря чему улучшаются тягово-сцепные свойства шины, улучшается управляемость. Cordiant применил собственный рецепт резиновой смеси для протектора — с повышенным содержанием силики. Смесь позволяет сделать шины мягче и сохранять эту мягкость даже при низких температурах, что обеспечивает хорошее сцепление как с обледенелой поверхностью, так и с дорогой, покрытой слякотью.
Всегда ли нужна твердость?
Как технологическую новинку, связанную прежде всего с методом ошиповки, можно отметить новую зимнюю шину Ice Contact 2 концерна Continental. По сравнению с шиной предыдущего поколения, конструкторам покрышки удалось повысить управляемость на сухом покрытии на 9%, а на льду — на 2%. Одним из главных факторов, позволивших добиться таких результатов, стал вклеенный шип нового поколения CristallDubb, который имеет увеличенное количество граней и меньший вес.
Повышенный срок службы шины и сохранность шипов гарантирует технология двойного обжига, за счет которой шина и шип практически составляют единое целое. Такой технологический процесс в четыре раза увеличивает прочность крепления шипов в шине по сравнению с традиционным. Каждый «вклеенный» шип выдерживает нагрузку до 500 Н (50 кг) без следов отделения от протектора.
Суммы технологий
Конфигурация протектора включает в себя разнообразные функциональные элементы, например микропомпы — специальные ламели, как бы выкачивающие воду из-под пятна контакта. Также усилена боковина — за счет технологии Ironflex. В результате удалось добиться улучшения параметров торможения на льду на 7%. А за счет улучшенных тягово-сцепных характеристик разгон по льду осуществляется на 17% быстрее, чем прежде.
Особые технологии требуются порой для шин, адресованных внедорожникам. Например, в канавках протектора всесезонных шин Goodyear Wrangler Duratrac находятся специальные микрогрунтозацепы TractiveGroove. Эти элементы создают дополнительные кромки зацепления и помогают не забуксовать в глубоком снегу. Другая новинка, фрикционная шина, также предназначенная для внедорожников — Goodyear UltraGrip Ice WRT, — построена по технологии Winter Reactive Technology, предполагающей работу в сложных зимних условиях. Ее интересная особенность заключается в том, что часть размеров шин имеет отверстия под шипы, которыми можно оснастить покрышку, значительно усилив ее потенциал.
Для тех же, кто проходимости предпочитает скорость, компания производит высокоскоростную шину Goodyear UltraGrip Performance Gen-1 по фирменной технологии Snow Protect. Здесь тоже имеются свои хитрости. При общем увеличенном количестве ламелей на протекторе, обеспечивающих лучшее сцепление с поверхностью, в покрышке работает так называемая система блокировки ламелей. Это конструктивное свойство покрышки создает необходимую жесткость плечевой зоны при поворотах и маневрах.