10 лет назад Париж закрыл 100 улиц для автомобилей. Воздух стал лучше в два раза

Двадцать лет назад столица Франции была одним из самых грязных городов Европы. Те, кто побывали в ней недавно, удивляются переменам и говорят, что теперь она напоминает Копенгаген.
Рома Назаров
Рома Назаров
10 лет назад Париж закрыл 100 улиц для автомобилей. Воздух стал лучше в два раза
Darkroom Daze — Flickr
Содержание

Одним из очевидцев перемен стал Винсент Торн, исследователь устойчивой мобильности в Парижской школе экономики, переехавший в город около года назад. Ученый дал интервью изданию Fast Company, рассказав об особенностях парижского пути к улучшению городского климата.

Вплоть до начала 2010-х Париж был царством автомобилей, разбитых и обшарпанных, припаркованных с чисто французской небрежностью. Город регулярно попадал на вершины антирейтингов качества воздуха и в целом городской экологии.

машины припарковоанные на улице парижа
Вплоть до начала 2010-х Париж был царством автомобилей, разбитых и обшарпанных, припаркованных с чисто французской небрежностью.
Quora
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трансформацию начал прошлый мэр столицы Бертран Деланоэ. При нем была закрыта для автомобилей левая набережная Сены, появились городской велошеринг и каршеринг.

Город 15 минут

Нынешняя глава города Анн Идальго взялась за дело еще энергичнее. Правый берег Сены тоже перекрыли для автомобилей, сделав центр города чистой зоной.

Затем Париж начал реализовывать программу 15-минутной доступности: такой городской среды, в которой жители могут за четверть часа добраться до работы, магазинов или школы на велосипеде, общественным транспортом или пешком.

Сейчас в воздухе Парижа на 55% меньше микрочастиц, чем 20 лет назад.

Велодорожки вместо дорог, деревья вместо парковок

Для автомобилей перекрыли улицы, окружающие школы, чтобы дети могли безопасно ходить пешком или ездить на велосипеде. Всего было закрыто более ста улиц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
велосипедная улица парижа
François-Xavier Chamoulaud - Unsplash

Разрешенную скорость движения автомобилей тем временем уменьшили, и на большинстве улиц города появились велодорожки: их общая протяженность в наши дни составляет сотни километров.

Десятки тысяч парковочных мест закрыли. Как думаете, что появилось на их месте? Зеленые насаждения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жилые районы смешали с инфраструктурой

Стоп, скажет читатель. При таких изменениях, транспортная ситуация должна превратиться в ад – добраться до торговых и бизнес-районов из спальных будет крайне сложно и долго.

Это верно, поэтому второй частью плана стала реорганизация домового фонда. Администрация города помогла превратить многие здания, ранее занимаемые бизнесом, в многофункциональные. Часть пространства теперь занимают жилые помещения, а остальное – детские сады, коворкинги, магазины шаговой доступности.

метро парижа
Picryl
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из метро на велосипеды, из автомобилей в метро

Перед тем, как начать изучать Париж, Винсент Торн исследовал аналогичные перемены в Нью-Йорке, и он говорит, что парижане отреагировали на перемены иначе, чем нью-йоркцы.

В американском городе некоторое время назад появились велодорожки, и часть горожан перестали совершать короткие поездки на такси, пересев на велосипеды и самокаты.

Парижане тоже активно ездят в седле. Только за 2022-2023 годы число людей на велодорожках в часы пик удвоилось. Сейчас есть улицы, на которых велосипедов больше, чем автомобилей.

велошеринг парижа
Zuma Press - Legion Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако велосипеды отняли хлеб не у таксистов, а у метрополитена. Вагоны метро опустели, и ездить в них стало более комфортно. Это сподвигло часть автомобилистов начать пользоваться подземкой. Так что путь к уменьшению количества автомобилей получился неочевидным.

Воздух стал чище в два раза

Следствием этой трансформации стало резкое снижение количества вредных веществ. По сравнению с 2005 годом – за 20 лет – содержание оксидов азота упало ровно вдвое, а содержание твердых частиц на 55%, оценивает организация Airparif.

велосипедисты на улице старинного города париж
JPC24M - Flickr
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не всем перемены нравятся

У радикальной трансформации Парижа много противников. По опросам 2022 года, 63% французов недолюбливают мэра Идальго, и лишь 28% одобряют ее действия. Возможно, дело не в ее экологической программе, а в чем-то другом, поэтому окончательные выводы делать рано.

Интересно последить, как ситуация будет развиваться дальше. Когда происходят такие перемены, их значение можно правильно оценить самое раннее через четверть века.