Статью можно прослушать

Первые «Жигули» против Lada Iskra: как изменился народный автомобиль России за 55 лет

В 1970 году АвтоВАЗ поставил на конвейер легендарную «копейку» ВАЗ-2101, а нынче в ту же дату запустил в производство новую модель Iskra. Давайте сравним два автомобиля с точки зрения технологий: в чем и насколько стали лучше современные автомобили. И есть ли что-то, в чем они стали хуже?
Рома Назаров
Рома Назаров
Первые «Жигули» против Lada Iskra: как изменился народный автомобиль России за 55 лет
АвтоВАЗ
Послушать текст
Содержание
19 апреля в Тольятти отмечают как День автомобиля – в 1970 году в эту дату начали производство модели ВАЗ-2101 «Жигули».

19 апреля 1970 года начали производство ВАЗ-2101 «Жигули». Модель выпускалась до 1988 года и стала по-настоящему народным автомобилем: всего было сделано 4,8 миллиона штук. В модельном ряде ВАЗ она считалась базовой моделью, более дешевой и менее комфортабельной. Любопытно, что почти 150 тысяч из них продолжают ездить по России, подсчитали аналитики «Автостата». Поразительно, но больше всего «копейку» ценят в Сибири: почти треть из сохранившихся экземпляров зарегистрированы в СФО.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вот 19 апреля 2025 года на АвтоВАЗе торжественно ставят на конвейер модель Lada Iskra. Машина должна прийти на смену Granta – то есть, в гамме Lada она займет роль «базовой модели».

ваз 2101 lada iskra
АвтоВАЗ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем интереснее сравнить два народных автомобиля, которые разделяет по времени 55 лет. Конечно, мы не охватим все отличия, а лишь назовем самые интересные и неочевидные, на наш взгляд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Народный автомобиль вырос и стал более вездеходным

«Жигули» имели такие габариты: 4073 х 1611 х 1382 мм.

Iskra заметно больше – 4333 х 1777 х 1517 мм.

Дорожный просвет остался прежним, 170 мм. Так что народный автомобиль сохранил неплохую проходимость (лучше, чем у китайских кроссоверов!) – а учитывая передний привод, даже лучше переносит проселок и бездорожье.

Причем у него теперь есть версия повышенной проходимости Cross с увеличенным просветом и пластиковой защитой кузова, о которой советские автомобилисты могли только мечтать.

lada iskra вид сзади
АвтоВАЗ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двигатель стал мощнее, но потерял «кривую ручку»

Тогда в 1970 году «Жигули» оснащали 1,2-литровым карбюраторным мотором мощностью 64 л. с. Позже его увеличили до 1,3 л, а мощность выросла до 69 л. с. С этим двигателем легковушка разгонялась до 142-145 км/ч.

У Iskra будет два двигателя, оба объемом 1,6 л. Мощность дешевого 8-клапанного – 90 л. с., а 16-клапанного – 106 сил. Точные скоростные характеристики пока неизвестны, но понятно, что ее скорость будет не меньше 180 км/ч.

При этом мотор по-прежнему потребляет бензин АИ-92. Благодаря электронному впрыску он стал более приемистым, легче запускается и как минимум в 1,5 раза более экономичен. Лишь в одном он хуже. Тот старый мотор при севшем аккумуляторе можно было завести кривым стартером – специальным рычагом. С новым мотором такое невозможно.

ваз-2101 жигули
Forrexp - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Больше передач и «автомат»

ВАЗ-2101 комплектовалась 4-скоростной механической КПП, позже ей добавили 5 ступень.

У Iskra базовая «механика» имеет 5 ступеней, а для более мощного двигателя даже 6. Но главное отличие в том, что наконец водители могут получить коробку-автомат. Тольяттинские модели лишь в 2000-х начали оснащать «автоматами».

Ну и, понятно, задний привод старой модели уступил место переднему. Это радикально улучшило ее управляемость и проходимость, а заодно повысило комфорт, ведь под ногами у задних пассажиров больше нет высокого тоннеля, в котором у «копейки» прятался карданный вал.

салон ВАЗ-2101
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полвека назад про активную безопасность и не слыхивали

Пожалуй, наиболее радикальные перемены произошли именно в сфере безопасности. Первые «Жигули» были одним из первых автомобилей в СССР, создатели которого задумались об этом вопросе. Машина получила ремни безопасности, но только на передних сиденьях, травмобезопасную рулевую колонку и – забавная деталь – травмобезопасные ручки дверей.

Ни о силовой клетке вокруг салона, ни о зонах преднамеренной деформации конструкторы еще не заикались. Даже сиденья у «Жигулей» не имели подголовников на случай наезда сзади. В Iskra все это есть. А также иммобилайзер — о, как позавидовал бы вам ваш дед!

Еще более серьезной революцией стало появление систем активной безопасности – электронных технологий, начиная с антиблокировочной система тормозов и системы курсовой устойчивости и до таких продвинутых, как система удержания в полосе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
первую Lada Iskra собрали на конвейере
АвтоВАЗ

Унаследует ли Iskra жигулевскую харизму

Те первые «Жигули» стали культовым автомобилем в России. Можно спорить, в чем причина народного обожания – то ли оттого, что альтернатив не было (был ли «Москвич» серьезным противником, можно узнать здесь), то ли в ней действительно было что-то особенное, что не передать словами. Но факт остается фактом.

Будут ли так же относиться к Iskra через 55 лет?
Шанс есть!
Вряд ли