Согласно данным Международного союза охраны природы, почти треть всего микропластика, загрязняющего окружающую среду, образуется в результате износа автомобильных шин.
Тонкости переобувки: чем опасны старые шины и как избежать штрафов за утилизацию

Тихая угроза: как автомобильные шины загрязняют воздух сильнее выхлопных газов
В состав шин входят различные химические вещества, такие как ускорители вулканизации, наполнители (например, технический углерод) и другие добавки для улучшения эксплуатационных свойств. Эти химические добавки тоже могут вызывать аллергические реакции – насморк, зуд в носу, чихание, покраснение и слезотечение.
Чем опасно сжигание шин? Токсичный дым и его последствия
При горении при относительно низких температурах «обычного костра» (примерно 400°C) образуются опасные для человека угарный газ, оксиды серы и азота, взвешенные частицы — серьезный загрязнитель воздуха, который может проникать глубоко в легкие.
«При сжигании покрышек в атмосферу выделяется целый спектр опасных веществ, представляющих серьезную угрозу для здоровья человека и окружающей среды. Угарный газ, блокирующий перенос кислорода в крови, вызывает отравление и удушье. Оксиды серы и азота раздражают дыхательные пути, провоцируют респираторные заболевания. Сажа и взвешенные частицы проникают в легкие, увеличивая риск сердечно-сосудистых заболеваний и рака», — говорит Наталья Слюсарь.

По словам эксперта, важно не путать бытовое сжигание с безопасными технологиями высокотемпературной утилизации отработанных шин в цементных печах, где поддерживается очень высокая температура до 1450–2000 °C. В таких условиях органическая часть шин полностью сгорает, выделяя тепло, которое используется для нагрева сырьевой смеси и образования цементного клинкера в процессе производства цемента, заменяя традиционные виды топлива, такие как уголь или газ.
Без лебедей и тюльпанов: почему нельзя использовать шины для клумб
«Материал, из которого сделана шина, достаточно устойчив. Очень долго разрушается и разлагается. Основная проблема клумб и фигурок из шин – это скопление воды, которое приводит к запахам и появлению комаров. Однако более серьезную опасность представляют изношенные покрышки, которые, разрушаясь, выделяют в почву и воздух резиновую пыль. Эти мелкодисперсные частицы содержат токсичные химические вещества, в том числе канцерогенны и тяжелые металлы, которые загрязняют почву, нарушая ее структуру и снижая плодородие», — отмечает эксперт.
Использование старых покрышек для обустройства клумб и детских площадок является нарушением экологических норм и влечет за собой административную ответственность, предусмотрены штрафы на сумму от 1000 до 2000 рублей. Должностные лица заплатят от 10 000 до 30 000 рублей.

Индивидуальные предприниматели рискуют быть наказанными на сумму от 30 000 до 50 000 рублей или получить приостановку деятельности на срок до трех месяцев. Юридические лица, включая управляющие компании, подвергаются штрафу от 100 000 до 250 000 рублей или также могут лишиться возможности вести деятельность на срок до трех месяцев.
Переработка автомобильных шин в России
В России утилизация старых покрышек постепенно переходит от захоронения на полигонах к более современным и экологичным методам переработки.
«К сожалению, некоторые автовладельцы оставляют изношенную резину в неположенных местах или накапливают у себя за гаражами. Однако во многих городах весной устанавливаются специальные контейнеры, предназначенные для бесплатной утилизации. Для сдачи не нужно заполнять никаких документов — достаточно просто привезти старые покрышки и положить их в бак в любое время суток. Как правило, в таких пунктах принимают шины для легковых и грузовых автомобилей радиусом до 22,5 дюймов, а также поврежденную резину с проколами или порезами», — добавляет Наталья Слюсарь.

- Один из самых распространенных способов утилизации – механическое измельчение. Шины очищают от металлического каркаса, затем дробят в специальных установках, получая резиновую крошку разных фракций. Этот материал применяют в производстве покрытий для детских и спортивных площадок, дорожных плит, асфальтобетонных смесей.
- Еще один метод – пиролиз, термическое разложение резины без доступа кислорода. В результате получают технический углерод, применяемый при производстве пластиков или резины, пиролизное масло (аналог мазута) и металлокорд, армирующий элемент шины, который переплавляют для изготовления новых металлических изделий. Однако этот способ требует сложного оборудования и контроля выбросов, поэтому пока менее распространен, чем измельчение.
- Некоторые предприятия используют шины в качестве альтернативного топлива в цементной промышленности, где высокие температуры обеспечивают полное сжигание без образования токсичных веществ.