Статью можно прослушать

Почему полезно знать развесовку вашей машины: простой вопрос, неочевидный ответ

Вы замечали, что журналисты при проведении тест-драйвов часто упоминают этот параметр? Возможно, вам, простому водителю, хотелось бы узнать, почему ему придают такое значение, и уметь учитывать его в своей автомобильной практике.
Рома Назаров
Рома Назаров
Почему полезно знать развесовку вашей машины: простой вопрос, неочевидный ответ
BMW
Послушать текст
Содержание

«Развесовка» – это жаргонный термин автоэкспертов. Когда его произносят, чаще всего имеется в виду распределение веса машины между передней и задней осями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В целом считается, что оптимальна развесовка 50:50 или небольшой перевес на переднюю ось, потому что хорошо сбалансированный автомобиль более устойчив и безопасен при маневрировании. Но и «идеальная» развесовка может оказаться недостатком в некоторых ситуациях.

лада веста спорт
Например, у Lada Vesta Sport со 145-сильным двигателем на переднюю ось приходится 61,5% от общего веса машины, а на заднюю 38,5%. Отсюда мощное торможение и неоднозначная поворачиваемость.
Lada
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Развесовка влияет на многие важные характеристики автомобиля

Это влияние далеко не однозначно. Каждый раз хочется сказать «с одной стороны», а потом добавить «да, но...». Вот пара примеров.

Управляемость

Более тяжелая ось обладает большей инерцией и менее охотно поворачивает. Поэтому автомобили с нагруженной передней осью при крутых поворотах склонны соскальзывать наружу передними колесами, а с тяжелой задней частью – наоборот, уходят в занос задними колесами.

Однако есть и обратный эффект. Те колеса, которые менее нагружены, легче блокируются при торможении, потому что сцепление с асфальтом у них не такое хорошее.

автомобиль в заносе дрифт спорт
Goodwood
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проходимость

Чем больший вес приходится на ведущую ось, тем лучше автомобиль цепляется ими за грунт. Поскольку тяжелый мотор чаще всего располагается впереди, нагружая переднюю ось, то автомобили с передним приводом, как правило, отличаются лучшей проходимостью, чем заднеприводные.

С другой стороны, если одна из осей более тяжелая, то она быстрее тонет в грязи.

Вы легко можете узнать развесовку вашего автомобиля. Достаточно заглянуть в руководство по эксплуатации, и в нем будет указан вес, приходящийся на каждую ось.

ваз 1111 ока
У советской малолитражки «Ока» на переднюю ось приходилось 62% веса машины. За счет этого, малютка отличалась удивительной проходимостью, несмотря на отсутствие полного привода.
CarsWeek
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Развесовка и жизнь

В повседневной практике, впрочем, этот параметр не дает водителю почти никакой пользы – если вы не гонщик и не водитель грузовика.

Дело в том, что развесовку указывают для пустого автомобиля. Но автомобиль не ездит пустой: стоит водителю сесть в кресло, и распределение веса сдвигается. А уж если загрузить машину целиком, то центр масс заметно перемещается к задней оси. Но насколько, никто подсчитывать не станет.

В жизни полезнее понимать, как работает динамическая развесовка – то есть, как меняется распределение веса в разных ситуациях.
внедорожник тормозит
CNN
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, вы замечали, что когда автомобиль тормозит, он немного приседает на переднюю ось? Из-за инерции его вес смещается вперед, и передняя ось оказывается нагружена сильнее, а задние колеса, наоборот, разгружаются. Их сцепление с землей ухудшается, и колеса могут заблокироваться. Вот почему не рекомендуют одновременно крутить рулем и нажимать педаль тормоза – чтобы случайно не сорвать автомобиль в занос задними колесами.

Вот почему не рекомендуют одновременно крутить рулем и нажимать педаль тормоза – чтобы случайно не сорвать автомобиль в занос задними колесами.
автомобиль застрял в песке
lifehacks - Reddit
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если автомобиль застрял, тоже полезно знать, как использовать развесовку себе на пользу. Вы уже знаете, что для повышения тяги на ведущих колесах надо переместить центр масс к ведущим колесам.

  • У переднеприводного автомобиля этого можно достичь, высадив пассажиров и разгрузив багажник.
  • Заднеприводному, наоборот, багажник надо побольше нагрузить и посадить пару тяжелых пассажиров на заднее сиденье.

Я предупреждал, что ответ будет неочевидным

Возможно, вы ожидали другого от этой статьи. Сожалею, если вызвал разочарование – в таком случае, можете поставить дислайк. Впрочем, я предупреждал, что ответ будет неочевидным.

Не согласны с автором? Что ж, в технических вопросах всегда есть место для здоровой дискуссии, и мне будет интересно узнать ваше мнение. Жду комментариев.