По Рунету гуляет немало мифов и откровенных фейков про советскую жизнь. Вот и с этим автомобилем не все чисто. Чтобы было интереснее, давайте для начала сыграем в угадайку.
Кабриолет для колхоза: угадайте, существовал такой «Москвич» или нет

Кабриолет для курортов и Европы
С 1964 года основной моделью АЗЛК стал новый «Москвич-408». В дополнение к базовому седану на конвейер также поставили варианты с кузовами универсал и фургон.
Кто придумал добавить кабриолет, точно неизвестно. Есть мнение, что его разработку начали по поручению Никиты Хрущева. Незадолго до того глава СССР побывал во Франции, и Шарль де Голль подарил ему кабриолет Renault Caravelle. Якобы Хрущев захотел, чтобы у советского человека могла быть подобная машина.

Скорее всего, это только легенда. Если уж генсек давал поручение, такую машину с высокими шансами выпустили бы хотя бы малой серией – так произошло, например, с полноприводным «Москвич-410». Надо думать, завод сам проявил инициативу – либо действовал с подсказки какого-нибудь чиновника из Минавтопрома СССР, заметившего, с каким интересом Хрущев присматривался к Caravelle. Но это лишь догадка.
Вряд ли кто думал, что простой советский человек захочет купить машину с открытым верхом, жутко непрактичную и неприспособленную к зиме. Идея была другая.
Недорогие кабриолеты в те годы переживали пик популярности на Западе. Каждый уважающий себя автопроизводитель имел подобный вариант в своей продуктовой гамме. «Москвич-408» тепло приняли в Европе. В отдельные годы более половины выпуска АЗЛК отправлял на экспорт – так что логично к седану добавить кабриолет.
А кроме того, открытая машина хорошо подходила для службы проката Советского Союза, ее можно было бы предлагать отдыхающим на южных курортах.

Кабриолет для северной страны
На заводе изготовили два опытных экземпляра. Все было официально, в отличие от таких уникумов, как «Москвич-404-Спорт», строившихся наполовину на энтузиазме отдельных конструкторов. Один прототип изготовили целиком из стали, как серийные машины, для другого сделали легкие алюминиевые кузовные панели.
Поскольку без крыши кузов потерял часть жесткости, под днищем машин приварили X-образную раму.
Проблему зимы конструкторы решили, сконструировав съемную жесткую крышу.

«Москвич» против конкурентов
На фоне аналогов, в том числе западных, советский кабриолет смотрелся неплохо. По мощности (50 л. с. со стандартным мотором) он не уступал тому же Renault Caravelle. «Москвичи» хвалили за просторный салон: в плечах было много места благодаря вертикальным окнам, а колесные арки, сдвинутые вперед, не мешали ногам водителя и переднего пассажира.
Лишь задний диван кабриолета стал тесным из-за того, что часть объема у салона отнял отсек для складного верха. Что, впрочем, является недостатком многих машин этого типа, не только «Москвича».

Остался экспериментальным
В любой западной стране судьбу модели решает рынок. Ее создатели провели бы маркетинговое исследование, и если результаты будут многообещающие, то нашли бы инвестиции и наладили производство.
В СССР маркетинг считали капиталистической ересью, а деньги на «освоение» новых моделей автозаводам выделяло министерство автомобильной промышленности на основании экономических расчетов и решений верхушки КПСС. Под «Турист» средств не дали: все деньги Минавтопром в те годы направлял на строительство ВАЗа, отказывая АЗЛК в расширении производства. Так и остался «Турист» экспериментальным.
Оригинальные экземпляры кабриолета не сохранились. Если вы хотите увидеть его вживую, существует довольно точная копия, созданная мастерской Евгения Шаманского.