Первый опыт покажет, чем отличаются два вида топлива.
«Серьезно?» Можно ли перевести дизельный двигатель на бензин – и наоборот

Возьмем две одинаковые деревянные палочки: одну окунем в канистру с бензином, другую в канистру с дизельным топливом. Проведем по каждой пальцем. Палочка, смоченная в бензине, на ощупь почти сухая. Дизель оставляет на второй палочке скользкую, довольно толстую пленку.
Теперь отходим на безопасное расстояние от канистр и к каждой палочке подносим горящую спичку.
- Бензин вспыхнет задолго до того, как спичка окажется рядом, окутав палочку облаком пламени. Оно почти сразу погаснет – бензин выгорает почти моментально, – а на палочке останутся черные ожоги.
- Дизельное топливо загорится не сразу, придется некоторое время держать под ним спичку. И когда оно все же загорится, палочку можно окунуть в канистру с дизелем и пламя погаснет.
Оба топлива являются углеводородами, но дизельное состоит из более длинных и тяжелых молекул, поэтому испаряется неохотно – его нужно сильно нагреть, чтобы заставить делать это.

Дизельный двигатель против бензинового: в чем разница
Раз эти виды топлива имеют такие разные свойства, то и двигатели под них создаются существенно разной конструкции.
- В бензиновом топливо зажигается с помощью искры, создаваемой свечой зажигания.
- В дизельном двигателе свечей зажигания нет. Топливо сжимают в цилиндрах в 2-3 раза сильнее, чем в бензиновом: при этом оно сильно нагревается по законам термодинамики и воспламеняется само собой.

Бензин в дизельном двигателе
Наверное, внутренний голос вам подсказывает, что двигатель не станет работать на непривычном топливе. Что-нибудь наверняка пойдет не так: например, топливный насос, рассчитанный на работу с вязким дизельным топливом, откажется прокачивать бензин.
А кроме того, трущиеся детали дизельного двигателя сконструированы с расчетом на то, что вязкое топливо будет их смазывать. У бензина смазывающие свойства никудышные, поэтому двигатель быстро выйдет из строя.
Но допустим, мы поменяли топливный насос на более подходящий, устранили все проблемы и наладили-таки подачу бензина в цилиндры. Будет ли двигатель работать?
И да, и нет. В горячем сжатом воздухе цилиндров он будет воспламеняться слишком быстро, не успевая распределиться по камере сгорания. Возможно, двигатель и сможет крутиться, но его работа не будет стабильной, из выхлопной трубы будет идти черный дым, а детонация быстро разрушит его части.

Дизельное топливо в бензиновом двигателе
С вязким «дизелем» в топливной системе бензинового двигателя другие проблемы: оно забьет топливный насос, топливный фильтр и форсунки, еще не дойдя до цилиндров.
Можно попытаться перехитрить топливную систему, заменив насос, убрав фильтр и смешав дизельное топливо с привычным бензином, чтобы оно стало пожиже. Может быть, с таким трюком нам удастся заставить топливо попасть в цилиндры. Если двигатель будет предварительно прогрет, то оно даже испарится и загорится от искры. Но гореть будет слишком медленно и плавно, оставляя большое количество копоти и нагара. Опять же, дело закончится поломкой.

А старые двигатели это умели
Интересно, что двигатели автомобилей начала и середины 20 века были пусть и менее эффективными, чем современные, но при этом отличались неприхотливостью и могли переваривать разное топливо.
Ходит немало историй о том, как первые советские «Москвичи» в теплую погоду работали на керосине – тоже более тяжелом топливе, чем бензин. Такая всеядность была следствием невысокой степени сжатия, примерно 5:1 или 6:1.

Сельскохозяйственные трактора 1920-х также были способны работать на керосине и дизельном топливе, но для этого их требовалось сначала завести на бензине и прогреть. Хотите знать больше? Кликайте на ссылки ниже.