«Настоящая Volvo... из Голландии?!» Чем интересна маленькая модель шведского бренда из 1970-х

Хэтчбек не только выглядел необычно, но и в конструкции имел несколько оригинальных черт, роднивших его с дорогой спортивной моделью Porsche 924 и миникаром Smart ForTwo, появившимся гораздо позже. Причина? Volvo 300 серии на самом деле не совсем «Вольво».
Рома Назаров
Рома Назаров
«Настоящая Volvo... из Голландии?!» Чем интересна маленькая модель шведского бренда из 1970-х
Volvo Cars
Содержание

Начнем с дизайна. Если вы увлекаетесь автомобильной историей, то отлично представляете, какие автомобили выпускала Volvo в шестидесятые и семидесятые годы – знаменитые седаны серий 140/160 и 240/260. Длинные, угловатые машины, имевшие неплохой успех в Европе и США. Зачем менять то, что хорошо работает – логично ожидать, что если фирма сделает модель поменьше, то и она будет выглядеть похоже, не так ли?

В 1976 году шведская компания представляет трехдверный хэтчбек Volvo 343, симпатичный, но совершенно «невольвистый».

Причина в том, что Volvo не разработала эту модель с чистого листа, а купила вместе с легковым подразделением голландской компании DAF. Автору ее внешности, голландскому дизайнеру Джону де Фризу, удалось взять современные тенденции в автомобильном дизайне 1970-х и привнести в них нечто северное, навевающее ассоциации с балтийскими скалистыми берегами и топорами викингов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
volvo 343
Volvo Cars
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Покупка принесла шведам двойную пользу. С одной стороны, с конца шестидесятых годов в Европе быстро росла популярность хэтчбеков компактного C-класса. У Volvo такой модели не было, а вот у DAF была многообещающая разработка, превратившаяся в ту самую 300-ю серию. С другой, покупка завода в Нидерландах дала шведам бестаможенный доступ на рынок ЕЭС – экономического содружества, позже превратившегося в Евросоюз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Минутку, где коробка передач?

Инженеры в отделе трансмиссий DAF тоже немало оригинальничали. Большинство хэтчбеков того времени имели передний привод: в компактном классе лишь Volvo 343 да BMW E21 сохранили классическую компоновку.

Коробку передач голландцы перенесли к задней оси – еще одно необычное решение. Оно роднит Volvo со спортивной моделью Porsche 924 примерно тех же времен, но причины пойти на такой шаг разные. Porsche такая компоновка позволила равномерно загрузить переднюю и заднюю ось, обеспечив отличную управляемость. А для Volvo, скорее, дело было в желании увеличить пространство в салоне для водителя и переднего пассажира.

руль volvo 340
Volvo Cars
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сама коробка передач тоже необычная – DAF Variomatic, один из первых вариаторов. Правда, агрегат получился сырой и впоследствии его убрали, но в истории Volvo 343 попала как один из первых автомобилей с трансмиссией такого типа.

Подвеска Де-Дион

В 1970-е годы большие легковые автомобили чаще всего оснащались зависимой задней подвеской с неразрезным мостом. Маленькие переднеприводные – легкой неразрезной балкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создатели Volvo 343 применили редкую подвеску типа Де-Дион. В отличие от неразрезного моста, корпус дифференциала в такой подвеске установлен не на оси, а на кузове. Ведущие полуоси работают через шарниры равных угловых скоростей, как в переднеприводных автомобилях.

Подвеска Де-Дион схема
Подвеска Де-Дион
Sfoskett - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такая подвеска позволяет уменьшить неподрессоренную массу по сравнению с неразрезным мостом, сделав вождение более комфортабельным, и в то же время сохранить простоту устройства. Хотя по управляемости маленький шведский хэтчбек все же уступал переднеприводным конкурентам, таким как Volkswagen Golf или Opel Kadett.

volvo 343
Volvo Cars
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мерседес» в масштабе ¾

Volvo 343 и появившийся следом пятидверный вариант 345 не сразу стал успешным на рынке. Машина получилась сырой: у покупателей были претензии по качеству сварных швов кузова и защите от коррозии. Да и трансмиссия Variomatic оказалась ненадежной: ремни быстро вытягивались и часто рвались, стачивались шкивы. При первой же модернизации ее убрали, заменив на обычную механическую коробку передач.

Настоящая роль шведов в том, что они сумели довести модель до ума, и в результате голландский автомобиль стал весьма популярен в Европе – качественный, надежный, прочный, стильный и по-шведски безопасный. Его выгодно сравнивали с BMW E30 и Mercedes-Benz 190.

volvo 343
Mfonteyn - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«На самом деле, 340-я ощущается на ходу как Mercedes в масштабе ¾, с той же повседневной динамикой, той же плюшевой, мягкой ходовой частью и тем же ощущением простой цельности, – писал британский журнал Сlassicsworld в 2022 году. – Я обожаю W123, но Mercedes сейчас могут стоить дороже 10 тысяч фунтов, а хороший 340-й можно купить за 2 тысячи, так что их сходство – это однозначное благо».