3 лимузина Мао Цзедуна: какими были «членовозы» Компартии Китая

Среди десятков китайских брендов есть один, который считают флагманом автопрома КНР – это Hongqi. Именно ему еще со времен Мао доверено выпускать представительские автомобили для верхушки маоистского правительства.
Рома Назаров
Рома Назаров
3 лимузина Мао Цзедуна: какими были «членовозы» Компартии Китая
Autoboom
Название марки Hongqi («Хунчи») переводится как «красное знамя».

Если вы много читали автомобильную историю СССР, то вам все это живо напомнит наш отечественный ЗИС. ЗИС делал лимузины для советского правительства – с теми же целями в Китае создавался Hongqi.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЗИС был автомобилем для людей с привилегиями, а простым людям не продавался – и с китайским аналогом та же песня.

Начало

В 1958 году завод Chongqing Chang’an выпустил первый в истории китайский автомобиль Changjiang 46. По сути, это была всего лишь копия американского армейского внедорожника Willys.

А вот первым автомобилем, самостоятельно разработанным китайскими инженерами, стал не военный внедорожник, не грузовик и не народный автомобиль, а...

Лимузин №1

Всего год спустя после первенца будущая компания FAW наладила выпуск представительской модели Hongqi CA72.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С CA72 начался путь Китая к независимому автомобилестроению. Впервые это была самостоятельная разработка, хотя эксперты считают, что по большому счету модель была «списана» с Chrysler Imperial 1955 года. Мощный двигатель выдавал 200 лошадиных сил – впечатляюще для страны, в которой простой человек с трудом мог накопить на наручные часы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
hongqi ca72 на конвейере
Еще не наладив выпуск велосипедов для населения, правительство КНР уже обеспечило себя лимузинами.
China Car History
Imperial C69
Прообраз первого Hongqi — американский Imperial C69.
China Car History
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для парадов выпускался кабриолет – опять видна прямая аналогия с советскими ЗИЛами.

hongqi CA72 parade car
China Car History

Занятно, что и в СССР первым послевоенным автомобилем стала не легковая «Победа» и не грузовой ГАЗ-51, а лимузин – ЗИС-110.

Выпускали модель около семи лет, успев сделать 198 экземпляров. Получали их исключительно Коммунистическая партия и министерства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Hongqi CA770

В 1966 году Hongqi представил вторую модель. И на этот раз основой для него послужил Chrysler Imperial 1950-х годов, но экстерьер кузова на этот раз получился более аутентичным (см. заглавное фото и ниже).

CA770 был крупнее предшественника, в длину почти ровно 6 метров, с тремя рядами сидений и мощным двигателем V8.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
hongqi ca770 лимузин компартия китая
Autoboom
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кабриолет для парадов тоже появился под обозначением CA770J. У этого автомобиля была интересная фишка: задний диван поднимался, так что пассажир мог стоять... сидя.

Выпускался этот автомобиль гораздо дольше, вплоть до 1981 года. Кстати, в том же году в СССР сняли с производства правительственный автомобиль ГАЗ-13 «Чайка».

Hongqi CA772

Через год после начала производства автозавод представил бронированную версию лимузина Hongqi CA770. Его броня толщиной 8 мм и пуленепробиваемые стекла на 65 мм выдерживали огонь из легкого пулемета.

Hongqi CA772
Бронеавтомобиль выглядит грубовато. В Советском Союзе тоже существовала бронированная версия лимузинов ЗИЛ, и она получилась куда изящнее.
Autoboom
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы 4-тонный бегемот не стал тихоходным, двигатель CA770 был расточен до объема 8,0 литров, а мощность увеличена до 300 лошадиных сил.

Неизвестно точно, каким был тираж CA772. По оценкам, всего сделали около десятка единиц. Еще меньше известно о том, кто получил эти бронеавтомобили, хотя точно одним из них был Мао Цзэдун.

Председатель Мао умер в 1976 году. А марка Hongqi осталась и постепенно начала демократизироваться. Уже в конце 1970-х под ней начали выпускать микроавтобусы, а в наши дни «Красное знамя» могут купить не только простые, хотя и небедные китайцы, но и «лаоваи» вроде нас с вами.

Однако официальный автомобиль для нынешнего главы Китая Си Цзиньпина сделан на отдельном конвейере Hongqi, и этой модели в свободной продаже нет. Рынок рынком, а привилегии компартии сохраняются.