К тем забытым проектам можно относиться по-разному. С одной стороны, полезно вспомнить о них, чтобы знать цену обещаниям корпораций. С другой, смелость шинных дизайнеров восхищает, и возможно, что они натолкнут вас на новые интересные идеи.
Колеса-мячи, выдвижные шипы и самолечащийся протектор: 3 шинные технологии, потерпевшие неудачу

А еще это урок упорства и оптимизма: чтобы создать одну работающую инновацию, порой приходится перепробовать десятки идей и не сдаваться при неудачах.
Выдвижные шипы – 2007
В 2002 году на экраны вышел фильм «Умри, но не сейчас». Автомобилем агента 007 на этот раз стал Jaguar XKR на необычных колесах с выдвижными шипами.
Сказка ложь, да в ней намек, решили ребята из стартапа Q Tires. В 2007 году они продемонстрировали шины Celsius с выдвижными шипами – кстати, название их фирма получила в честь оружейника Q, который по фильму был изобретателем бондовских технических фишек.
Чтобы реализовать фантастическую идею, под каждый шип установили пневматическую камеру, которая в зависимости от режима движения накачивалась или опустошалась.

Q Tires обещала, что представит свой продукт в продаже по цене всего на 30-40% выше обычных шин, но довести ее до производства не смогла и в 2009 году обанкротилась.
Однако идея запала в голову дизайнерам Nokian Tyres. В 2014 году финны представили свой вариант. Матти Морри, менеджер Nokian Tyres, уверял тогда, что «уникальная концепция шипов может стать реальностью в один прекрасный день».

11 лет спустя она все еще остается концептом.
Сферические колеса – 2017
Три года спустя Goodyear дала Nokian «ассиметричный ответ» – технологию Eagle 360 Urban.
По сути, автомобиль опирается не на колеса, а на четыре сферы, покрытые бионической кожей. У него нет ни осей, ни ступиц: колеса-сферы удерживаются магнитами.

Эти колеса меняют форму в зависимости от дорожных условий: отдельные участки поверхности втягиваются или выдвигаются, так что на бездорожье колесо становится более зубастым, а на влажной дороге превращается в акварезину.
И даже если шина получит прокол, она просто втянет поврежденный участок и будет вращаться таким образом, чтобы не «наступать» на поврежденный участок.
Регенерирующие шины – 2020
Та же компания три года спустя запустила концепцию reCharge – шин, которые сами себя восстанавливают.
Поверхность их протектора образуют множество маленьких капсул, каждая из которых соединена тончайшей трубкой со ступицей колеса. Внутри ступицы находится сменный картридж, заполненный раствором: он поступает по трубкам в капсулы и восстанавливает поврежденный протектор.

Меняя картриджи, можно получать шину с разными свойствами: более эластичную или твердую резину, оптимизированную для обледеневших дорог или горячего летнего асфальта.
Технический директор Goodyear Крис Хелсел тогда говорил, что подобные шины начнут эксплуатироваться на легковых автомобилях в течение ближайшего десятилетия. Половина этого срока уже прошла.
Не РЕВОлюция, а ЭВОлюция
«Те инновации, которые мировые шинники время от времени презентуют в качестве новых концептуальных решений, часто так и не доходят до реализации в обычных шинах для общих дорог», – говорит Андрей Молодовский, шинный эксперт и ведущий специалист по связям с общественностью компании «Колеса Даром».
Даже технологию безвоздушных шин, которую одно время взялись пробовать и тестировать многие известные бренды, не пошла дальше применения в исключительно специализированной сфере. Например, Michelin сейчас делает шины для погрузчиков X Tweel и для строительной техники.

«Похоже, что для обычных владельцев автомобилей подобные шинные продукты все еще в неопределенном будущем», – предположил он.
Простые водители получают лишь мелкие инновации, преимущественно это новые дизайны протектора шин или корда. «Состав же резиновой смеси – это вообще табу почти у всех именитых производителей, о котором никто не любит распространяться», – говорит Андрей Молодовский.