В 1954 году на Московском заводе малолитражных автомобилей (так в те годы назывался АЗЛК) построили в единственном числе гоночный автомобиль «Москвич-404-Спорт».
Москвич-самозванец или Куда делись автомобили «Москвич» с индексами 404, 405 и 406

Внешне это был элегантный родстер в английском стиле, напоминающий спорткары Austin-Healey. Внутри – экспериментальный двигатель объемом 1,1 л и мощностью 58 л. с. Подвеску и трансмиссию автомобиль унаследовал от серийного «Москвича-400».

Трижды чемпион
В 1957-м автомобиль усовершенствовали, установив более мощный мотор объемом 1,4 л. И вот тут родстер отжег: «404-Спорт» выигрывал чемпионаты СССР по кольцевым гонкам три года подряд.
Затем руководство автозавода сняло его с гонок под предлогом, что не желает, чтобы «Москвич» представлял на спортивной арене автомобиль с устаревшей подвеской (в те годы автозавод уже выпускал более современную модель «Москвич-402»).

Позже один из гонщиков переоборудовал автомобиль, поставив подвеску от новой серийной модели и дугу безопасности над кокпитом, и родстер возвратился в заводскую команду. Так и участвовал он в соревнованиях до 1964 г., а чуть позже был списан и разобран.
По документам, «Москвич-404-Спорт» не существовал
В этом и интрига: в документации этот родстер не носил индекса 404. Куда же девался настоящий «Москвич» с таким индексом?
Точного ответа мне найти не удалось, но в исторических документах есть несколько подсказок, которые позволяют проследить историю этого индекса.
Забытые моторы
По-видимому, автомобиля «Москвич-404» не существовало – как и автомобилей с индексами 405 и 406. Зато существовали моторы с такими индексами.
Установленный на родстере движок действительно носил индекс 404. Это был экспериментальный мотор объемом 1074 куб. см, верхнеклапанный, с алюминиевой головкой блока цилиндров и полусферическими камерами сгорания.
Позже его объем увеличили и присвоили индекс 406. Этот двигатель хотели запустить в серию, однако проект потерпел неудачу по экономическим причинам. Для его производства нужны были иностранные станки, а валюты на их закупку правительство СССР не выделило.
Тогда был сделан технологически более простой мотор с индексом 407 – его-то и поставили на поток.
Повернулась бы история иначе, «Москвич-404» и вправду мог появиться.
Перепутанные номера реальных «Москвичей»
Так получилось, что в истории легковушек из Москвы порядок номеров оказался нарушен.
В 1956 году МЗМА начал выпуск своей первой оригинальной модели «Москвич-402». Симпатичный и модно выглядящий автомобиль получил независимую переднюю подвескку и кузов седан. Однако новый двигатель освоить на тот момент не смогли, ограничившись модернизацией двигателя от предыдущей модели «Москвич».

В 1958 году новый двигатель, наконец, освоили в производстве и индекс автомобиля изменили на 407. Вместе с мотором новинка получила улучшенную трансмиссию и подвеску.

Позже завод начал готовиться к освоению принципиально нового «Москвича-408». Часть агрегатов решили обкатать на уже выпускающейся модели. Так «Москвич-407» превратился в модель «403».