Москвич-самозванец или Куда делись автомобили «Москвич» с индексами 404, 405 и 406

Если вы увлекаетесь автомобильной историей СССР, то хорошо знаете серийные «Москвичи» – первенцы 400/401 и плеяду 402/403/407, за которыми пришел знаменитый 408-й. Индексы 4-6 пропущены: в чем причина?
Рома Назаров
Рома Назаров
Москвич-самозванец или Куда делись автомобили «Москвич» с индексами 404, 405 и 406
dar-web.ru
Содержание

В 1954 году на Московском заводе малолитражных автомобилей (так в те годы назывался АЗЛК) построили в единственном числе гоночный автомобиль «Москвич-404-Спорт».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внешне это был элегантный родстер в английском стиле, напоминающий спорткары Austin-Healey. Внутри – экспериментальный двигатель объемом 1,1 л и мощностью 58 л. с. Подвеску и трансмиссию автомобиль унаследовал от серийного «Москвича-400».

москвич-404-спорт
dar-web.ru

Трижды чемпион

В 1957-м автомобиль усовершенствовали, установив более мощный мотор объемом 1,4 л. И вот тут родстер отжег: «404-Спорт» выигрывал чемпионаты СССР по кольцевым гонкам три года подряд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем руководство автозавода сняло его с гонок под предлогом, что не желает, чтобы «Москвич» представлял на спортивной арене автомобиль с устаревшей подвеской (в те годы автозавод уже выпускал более современную модель «Москвич-402»).

москвич-404-спорт
dar-web.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже один из гонщиков переоборудовал автомобиль, поставив подвеску от новой серийной модели и дугу безопасности над кокпитом, и родстер возвратился в заводскую команду. Так и участвовал он в соревнованиях до 1964 г., а чуть позже был списан и разобран.

Надо сказать, неплохая карьера для гоночного автомобиля тех лет в СССР.

По документам, «Москвич-404-Спорт» не существовал

В этом и интрига: в документации этот родстер не носил индекса 404. Куда же девался настоящий «Москвич» с таким индексом?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Точного ответа мне найти не удалось, но в исторических документах есть несколько подсказок, которые позволяют проследить историю этого индекса.

Забытые моторы

По-видимому, автомобиля «Москвич-404» не существовало – как и автомобилей с индексами 405 и 406. Зато существовали моторы с такими индексами.

Установленный на родстере движок действительно носил индекс 404. Это был экспериментальный мотор объемом 1074 куб. см, верхнеклапанный, с алюминиевой головкой блока цилиндров и полусферическими камерами сгорания.

Позже его объем увеличили и присвоили индекс 406. Этот двигатель хотели запустить в серию, однако проект потерпел неудачу по экономическим причинам. Для его производства нужны были иностранные станки, а валюты на их закупку правительство СССР не выделило.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда был сделан технологически более простой мотор с индексом 407 – его-то и поставили на поток.

Повернулась бы история иначе, «Москвич-404» и вправду мог появиться.

Легенда о «Запорожце»
widget-interest

Издание «Русский топ» высказывает иную версию. Якобы индекс «4» носила малолитражка, которую разрабатывали на московском автозаводе по образу и подобию итальянской модели Fiat-600. Позже этот проект передали в Украинскую ССР на завод «Коммунар», где он превратился в ЗАЗ-965 «Запорожец».

 

Однако эта версия неверна. Будущий «Запорожец» действительно был разработан конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей. Однако для него были припасены индексы 444 и 560 – их конструкция незначительно различалась.

Перепутанные номера реальных «Москвичей»

Так получилось, что в истории легковушек из Москвы порядок номеров оказался нарушен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1956 году МЗМА начал выпуск своей первой оригинальной модели «Москвич-402». Симпатичный и модно выглядящий автомобиль получил независимую переднюю подвескку и кузов седан. Однако новый двигатель освоить на тот момент не смогли, ограничившись модернизацией двигателя от предыдущей модели «Москвич».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Москвич-402 автомобиль
Москвич-402
В общественном достоянии

В 1958 году новый двигатель, наконец, освоили в производстве и индекс автомобиля изменили на 407. Вместе с мотором новинка получила улучшенную трансмиссию и подвеску.

Москвич-403 автомобиль
Москвич-403
dar-web.ru

Позже завод начал готовиться к освоению принципиально нового «Москвича-408». Часть агрегатов решили обкатать на уже выпускающейся модели. Так «Москвич-407» превратился в модель «403».