Конструкторы сумели выполнить невозможную задачу, работая день и ночь: через нужный срок пусть не готовая машина, но макетный образец был представлен. Генсек его осмотрел, назвал конструкторов молодцами и велел «подработать и запустить в производство».
Как сделать внедорожник за 10 дней: невозможная история рождения «Москвич-410»

С этого момента можно было работать в нормальном темпе. Подработка и запуск заняли еще 3 года: летом 1958 года на будущий «Москвич-410» и его вариант с кузовом универсал «Москвич-411» были разработаны технические условия, последний шаг перед постановкой на конвейер.
Но вернемся к первой, самой странной части этой истории. Как отделу главного конструктора (ОГК) АЗЛК удалось всего за 10 дней представить работоспособный образец?
Кто все эти люди?
Разбирая исторические документы, редакция автомобильного журнала «Колёса» обнаружила много любопытных фактов, проливающих свет на загадку рождения 410-го.
Для начала, московские конструкторы опирались на наработки Горьковского автозавода, уже имевшего свежий опыт проектирования комфортабельных автомобилей 4х4 – серийного М-72 и опытного М-73. Пятидесятые годы 20 века – это время, когда ГАЗ, АЗЛК и ЗИЛ «дружили» и много обменивались опытом.


Откуда такая солидарность, сейчас поймете. В годы, когда АЗЛК работал над полноприводным «Москвичом», главным конструктором ГАЗ был Николай Борисов, бывший «главный» АЗЛК. На Борисова возложили ответственность за низкое качество первых «Москвичей»: ему грозила тюрьма, но новый главный московского завода, Александр Андронов, бывший коллега, заступился за него, и Борисова всего лишь понизили, переведя на ГАЗ простым конструктором.
Потом с таким же скандалом на ГАЗе сняли с должности главного конструктора Андрея Липгарта, и Борисов занял его место.
А потом Андронов взял на работу сына Липгарта Ростислава, только что окончившего вуз, и он-то и стал ведущим конструктором «Москвич-410». Такая вот рокировка.
Простыми инженерами заводы обменивались еще более лихо. Первые коллективы ОГК АЗЛК и ЗИЛ были набраны из горьковских специалистов. Так в группе полноприводного «Москвича» оказались Б. Кирсанов, разработчик моста горьковского внедорожника ГАЗ-61, Ю. Немцов, участник работ над ГАЗ-67 и другие инженеры.

«Узнаешь запчасть? Победовская»
Но и опыта недостаточно для того, чтобы превратить легковой седан в полноприводную модель в считанные дни – физически невозможно начертить и изготовить новые агрегаты трансмиссии и шасси.
Инженеры брали готовые агрегаты из более ранних проектов. Многое на АЗЛК уже было. Кузов для макета внедорожника взяли от раннего прототипа «Москвич-402», уже прошедшего испытания и списанного – по фотографиям видно, что его дизайн заметно отличается от серийной версии.

Кроме того, на заводе были прототипы небольшого внедорожника ГАЗ-М-73, разработанного в Горьком на несколько месяцев раньше. А также образцы пикапа повышенной проходимости «Колхозник», который сам АЗЛК разрабатывал с 1952 года. Рычажные амортизаторы и части рулевого управления взяли от ГАЗ-20 «Победа».
Так, собирая и сваривая имеющиеся узлы, и собрали макет «Москвича».

Героизм конструкторов пропал втуне
Как ни жаль, выпускали «Москвич-410» совсем недолго – мощностей АЗЛК только-только хватало для производства базовой легковой модели, и тему внедорожника закрыли. Расширять производство не стали: было сделано всего 12 тысяч экземпляров, хотя спрос был намного выше. Осталась дрожь в руках и воспоминания о том, как «умели раньше».