Как сделать внедорожник за 10 дней: невозможная история рождения «Москвич-410»

Летом 1955 года глава СССР Хрущев вызвал на совещание главного конструктора АЗЛК – завода, выпускавшего автомобили «Москвич», – порассуждал о преимуществах полного привода и выдал приказ: через 10 дней представить полноприводный вариант на базе легковушки «Москвич-402».
Рома Назаров
Рома Назаров
Как сделать внедорожник за 10 дней: невозможная история рождения «Москвич-410»
Колёса.ру
Мы знаем об этом историческом анекдоте по воспоминаниям самого «главного» Александра Андронова.

Конструкторы сумели выполнить невозможную задачу, работая день и ночь: через нужный срок пусть не готовая машина, но макетный образец был представлен. Генсек его осмотрел, назвал конструкторов молодцами и велел «подработать и запустить в производство».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С этого момента можно было работать в нормальном темпе. Подработка и запуск заняли еще 3 года: летом 1958 года на будущий «Москвич-410» и его вариант с кузовом универсал «Москвич-411» были разработаны технические условия, последний шаг перед постановкой на конвейер.

Даже 3 года – это феноменально быстро. Для сравнения, ВАЗ разрабатывал «Ниву» 6 лет, а это было на 20 лет позже, когда технологии проектирования ушли далеко вперед.

Но вернемся к первой, самой странной части этой истории. Как отделу главного конструктора (ОГК) АЗЛК удалось всего за 10 дней представить работоспособный образец?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто все эти люди?

Разбирая исторические документы, редакция автомобильного журнала «Колёса» обнаружила много любопытных фактов, проливающих свет на загадку рождения 410-го.

Для начала, московские конструкторы опирались на наработки Горьковского автозавода, уже имевшего свежий опыт проектирования комфортабельных автомобилей 4х4 – серийного М-72 и опытного М-73. Пятидесятые годы 20 века – это время, когда ГАЗ, АЗЛК и ЗИЛ «дружили» и много обменивались опытом.

машина газ м 72
Незадолго до этой истории на ГАЗе в сжатые сроки разработали седан 4х4 М-72...
В общественном достоянии
машина газ м 73
и двухместное «купе» М-73.
Автолегенды СССР №42. В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Откуда такая солидарность, сейчас поймете. В годы, когда АЗЛК работал над полноприводным «Москвичом», главным конструктором ГАЗ был Николай Борисов, бывший «главный» АЗЛК. На Борисова возложили ответственность за низкое качество первых «Москвичей»: ему грозила тюрьма, но новый главный московского завода, Александр Андронов, бывший коллега, заступился за него, и Борисова всего лишь понизили, переведя на ГАЗ простым конструктором.

Потом с таким же скандалом на ГАЗе сняли с должности главного конструктора Андрея Липгарта, и Борисов занял его место.

А потом Андронов взял на работу сына Липгарта Ростислава, только что окончившего вуз, и он-то и стал ведущим конструктором «Москвич-410». Такая вот рокировка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Простыми инженерами заводы обменивались еще более лихо. Первые коллективы ОГК АЗЛК и ЗИЛ были набраны из горьковских специалистов. Так в группе полноприводного «Москвича» оказались Б. Кирсанов, разработчик моста горьковского внедорожника ГАЗ-61, Ю. Немцов, участник работ над ГАЗ-67 и другие инженеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Москвич-411 4х4
Москвич-411 — версия с кузовом универсал.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Узнаешь запчасть? Победовская»

Но и опыта недостаточно для того, чтобы превратить легковой седан в полноприводную модель в считанные дни – физически невозможно начертить и изготовить новые агрегаты трансмиссии и шасси.

Инженеры брали готовые агрегаты из более ранних проектов. Многое на АЗЛК уже было. Кузов для макета внедорожника взяли от раннего прототипа «Москвич-402», уже прошедшего испытания и списанного – по фотографиям видно, что его дизайн заметно отличается от серийной версии.

прототип москвич 410
Колёса.ру
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, на заводе были прототипы небольшого внедорожника ГАЗ-М-73, разработанного в Горьком на несколько месяцев раньше. А также образцы пикапа повышенной проходимости «Колхозник», который сам АЗЛК разрабатывал с 1952 года. Рычажные амортизаторы и части рулевого управления взяли от ГАЗ-20 «Победа».

Так, собирая и сваривая имеющиеся узлы, и собрали макет «Москвича».

Москвичи: базовый 402 и полноприводный 410. car
Москвичи: базовый 402 и полноприводный 410.
Andshel - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Героизм конструкторов пропал втуне

Как ни жаль, выпускали «Москвич-410» совсем недолго – мощностей АЗЛК только-только хватало для производства базовой легковой модели, и тему внедорожника закрыли. Расширять производство не стали: было сделано всего 12 тысяч экземпляров, хотя спрос был намного выше. Осталась дрожь в руках и воспоминания о том, как «умели раньше».