Представьте себе условия в которых создавался это уникальный гаджет. На дворе конец восьмидесятых, вводит слова гласность, перестройка... и конверсия.
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Последнее слово означает, что гонка вооружений между СССР и США остановлена, и надорванная Холодной войной экономика Советского Союза переходит на мирные рельсы. Оборонным предприятиям дан указ сверху: осваивать гражданскую продукцию.
Охранная система а-ля МиГ-29
И вот вообразите себе, какую головную боль получил директор НПП «Темп» – завода, со времен Великой Отечественной специализирующегося на автоматике для истребителей. Ну что его завод может делать по конверсии?
Впрочем, у директора, конечно, есть автомобиль, и про то, что машины часто крадут, он знает. Как и про то, что автосигнализации в магазинах СССР не достать днем с огнем, а если и удастся одну штуку урвать, то качество ее, мягко говоря, будет неидеальным.

Эврика – надо делать охранные системы! Не могу утверждать, что он размышлял именно так, но звучит правдоподобно. В партнеры «Темп» выбрал НИИ прикладной химии – оборонный институт, по той же проклятой конверсии осваивавший фейерверки и травматические пистолеты «Оса».
И вот военные инженеры двух предприятий, не испорченные преклонением перед мировыми аналогами, берутся за задачу защиты бесценного личного автомобиля, за которым водителю пришлось несколько лет отстоять в очереди, и который он намерен передать по наследству. И решают эту задачу, скажем прямо, безжалостно.

Как работал самый необычный противоугонный комплекс в СССР
Получившийся продукт назвали «Противоугонное средство Аргус». Один экземпляр недавно попал на ретро-тест в издание «Колёса», изумив редакторов.
Современные сигнализации умещаются в спичечную коробку: блок управления «Аргуса» укрыт в ударозащищенный корпус размером с кирпич, покрытый защитной зелёной краской. Кажется, он способен выдержать подрыв на мине.

Подождите смеяться, дальше интереснее. Комплектация у охранки богатая: встроенный аккумулятор, отдельная пьезосирена, датчики крена кузова и открытия дверей.
Жемчужина устройства – два пиропатрона, которые водителю рекомендовали установить под сиденье. Если угонщик проник в салон, сначала срабатывает аэрозольный патрон, и салон машины наполняется слезоточивым газом. Не проняло – через несколько минут второй патрон выпускает дымзавесу.

Слишком крутая?
Выпускалась убойная сигналка с 1991 по 1995 г. Точно неизвестно, почему она ушла с рынка.
Возможно, простых водителей все же шокировали и отпугнули предлагавшиеся жесткие армейские методы борьбы с воровством.
А может быть, дело в самой уязвимой детали «Аргуса» – кнопке активации. Стоит угонщику найти ее и нажать, как грозный девайс замолкает и отключается.

Как советские водители боролись с автоворами
История «Аргус» типична для той эпохи. Инженеры соревновались с простыми водителями, кто придумает лучший способ защиты автомобиля: эта благородная борьба породила немало удивительных народных способов и заводских изделий. Пару примеров вы найдете по ссылкам ниже.
Но проблема краж сохраняла остроту еще много лет. Лишь в 21 веке, когда иммобилайзеры стали штатным оснащением автомобилей, она тихо отмерла.