Как перекупщики выявляют скрученный пробег: 5 полезных приемов и 1 главный совет при покупке бэушного авто

Скрутка пробега – это просто бич российского рынка подержанных машин. Одометр сброшен у 90% выставленных на продажу авто, подсчитали в конце прошлого года аналитики Системы электронных паспортов (СЭП).
Так что вы правильно сделали, что решили узнать о вопросе больше. Перекупщик со стажем, давший интервью для Techinsider, постарался дать честные и простые советы.
По косвенным признакам даже не-специалист уличит продавца
Самые очевидные проявления солидного пробега автомобиля – это его общее состояние, в особенности это касается интерьера, говорит Дмитрий Болотников, технический директор «СтелларТранс».

Интерьер
«Рулевое колесо, внешние части спинки и подушки водительского сиденья, селектор КПП, кнопки управления стеклоподъемниками, накладки педалей и другие органы управления – обращайте внимание на все то, чем водитель будет пользоваться во время каждой поездки, – рекомендует он. – Затертость ветрового стекла, помутневшие фары и матовость лака тоже зачастую выдают пробег далеко за сотню тысяч километров».
Такие признаки хорошо видны, если сравнивать однотипные автомобили: осмотрите хотя бы пару автомобилей приглянувшейся вам модели со схожими пробегами и сравните состояние их салонов и кузовов.
Подвеска и тормоза
«При посещении сервиса обратите пристальное внимание на состояние подвески и тормозной системы, – говорит он. – Маловероятно, что тормозные диски, шаровые опоры и сайлентблоки подвески будут сильно изношены на пробеге 50-70 тысяч километров».

Документы
Кроме того, помощь вам смогут оказать отчеты известных площадок по продаже автомобилей, записи в сервисной книжке, заказ-наряды и даже бирки с информацией о последней замене моторного масла. «Иногда нечестные на руку продавцы корректируют пробег, но элементарно забывают срезать бирку», – делится опытом перекупщик.
«Иногда нечестные на руку продавцы корректируют пробег, но элементарно забывают срезать бирку». Дмитрий Болотников технический директор «СтелларТранс»
Особенности конкретных моделей
Не забывайте об индивидуальных особенностях автомобилей, советует он. «К примеру, интерьеры корейских автомобилей, в особенности рули, могут иметь унылый вид как раз к пробегу около 50 000 километров, но это зачастую устраняется бесплатно по гарантии».
А вот отделочные материалы салонов автомобилей VAG-группы, напротив, отличаются удивительно высокой износостойкостью и начинают выглядеть изношенными уже на очень солидных пробегах.

Есть и нюансы. Если автомобилем владел пожилой или крупный человек, то внешняя часть сиденья может быть довольно сильно изношена, а подушка продавлена. Любители мощных колец и перстней затирают и повреждают кожаную оплетку руля и селектора КПП. А иногда на руле может быть просто грязь с рук, которую по невнимательности легко можно принять за «залысины» износа.
Как специалисты выявляют сброс одометра
Главным орудием специалистов по подбору и выкупу автомобилей является диагностический сканер, говорит эксперт. Хотя и он может помочь не всегда, поскольку многие бюджетные или возрастные автомобили фиксируют пробег только на щитке приборов и найти следы корректировки показаний не удается.
Само собой, настоящие эксперты осматривают автомобиль комплексно, используя советы из предыдущей части статьи, говорит специалист.
Премиум-авто помнят реальный пробег. Даже если его скрутили
Чем современнее и навороченнее автомобиль, тем больше мест для фиксации пробега в нем может быть, особенно если дело касается немецкого премиума. «Данные можно найти в блоке приборной панели, блоке управления двигателем, блоке управления КПП, ключе, блоке ABS, мультимедийной системе и даже в модуле управления фарами на некоторых моделях Mercedes, Audi и BMW», – рассказывает он.
И это не все: спецы изучают блоки управления современных автоматических или роботизированных трансмиссий и вариаторов. «Многие из них фиксируют время движения на каждой из передач или на определенных передаточных числах, – объясняет он. – Данные о пробеге в этих блоках корректируют очень редко и за немалые суммы, так что зачастую именно там можно узнать истину».
Город или трасса
«Кстати, именно так можно понять, использовался ли автомобиль в основном на трассе или ездил в основном по городу, – говорит он. – Городская эксплуатация наносит гораздо более серьезный урон всем узлам и агрегатам автомобиля».

Пробег скручен: отказываться ли от покупки
Продавец, как минимум, не был честен и пытался ввести вас в заблуждение, указывает Дмитрий – если только он не был до этого обманут одним из предыдущих владельцев, разумеется. «Вам выбирать, иметь ли дело с ним и его автомобилем после выявления такого факта или нет», – говорит он.
Если пробег на одометре подходит к отметке в двести тысяч и скручено всего тысяч 20-30, вряд ли это радикально изменит ситуацию, считает он.
А вот если одометр показывает 50 000, а по всем видимым признакам автомобиль проехал 120 000 – это уже ощутимая разница.
Какой пробег оптимален для авто с пробегом
Лучший автомобиль – это новый автомобиль. Но если вы выбираете вариант с пробегом, то не обязательно отсеивать варианты с пробегом свыше определенного значения, к примеру 70 или 90 тысяч километров, считает эксперт.
Нередки ситуации, когда автомобиль с пробегом 150 тысяч пребывает в лучшем состоянии, чем его брат-близнец с пробегом в 90 тысяч. «В первом случае все "детские болезни" могут быть уже устранены, основные расходники по подвеске – тоже, цепь или ремень ГРМ заменены и так далее», – объясняет он.
«Если автомобиль, причем практически любой, ответственно эксплуатируется, не попадает в серьезные ДТП, заправляется хорошим топливом, качественно и своевременно обслуживается с использованием качественных запчастей и материалов – пробег в 250-300 тысяч километров не является пределом».
Внимательно осматривайте автомобили перед покупкой и не жалейте средств на его проверку, советует он: «Автомобиль с дефектами очень быстро заберет у вас кратно больше, чем стоит качественная проверка».