«Как первая не нужна?!» Удивительная фишка советского люкс-автомобиля ЗИМ

Представительский ГАЗ-12 ЗИМ имел уникальную особенность коробки передач – гидромуфту. Ни один другой автомобиль в СССР так не был устроен, да и по мировым меркам ЗИМ был оригиналом. Гидромуфта давала водителю необычные ощущения при вождении, обнаружил мой коллега, испытавший ретро-автомобиль.
Рома Назаров
Рома Назаров
«Как первая не нужна?!» Удивительная фишка советского люкс-автомобиля ЗИМ
Tubaist — Wikipedia
Содержание
Для Горьковского автозавода ЗИМ стал первым опытом создания представительского автомобиля.

Многое в первенце было сделано по образу и подобию американских машин того времени (при этом он не был копией ни одной). По заокеанской моде, рычаг смены передач установили на рулевой колонке, а в трансмиссию встроили гидромуфту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако у ЗИМа есть важное отличие от «американцев». В Штатах гидромуфта всегда служила частью автоматической коробки передач, а у ЗИМ коробка была механическая. Начиная со следующей представительской модели «Чайка», автомат появился, но то будет потом.

автомобиль зим флажок на капоте
Андрей Владимиров - Колёса

Как работает гидромуфта

Чтобы не отклоняться от основного рассказа надолго, объясню очень кратко ее устройство. Муфта встроена между двигателем и насосом, и представляет собой две крыльчатки. Одна присоединена к двигателю, вторая – к ведомому валу. Обе крыльчатки погружены в масло. Крыльчатка двигателя создает поток масла, который давит на вторичную крыльчатку, и таким образом передается тяга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
гидромуфта зим
Гидромуфта ЗИМ (цифра 1 — ведущая и ведомая крыльчатки гидротрансформатора).
Соцсети

У «Победы», с которой у ЗИМ много общих агрегатов, гидромуфты нет. В большую модель ее встроили для того, чтобы сделать движение автомобиля плавным, как и подобает представительскому седану.

«Просто плывет»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Управление агрегатом резко отличается от того, к чему привыкли современные водители. Вы выжимаете сцепление, рычагом включаете вторую передачу. Да-да, сразу вторую: первая нужна лишь для подъема в горку, когда двигатель не справляется с нагрузкой.

руль и приборы зим
Андрей Владимиров - Колёса

Даже на второй передаче машина стартует плавно, почти незаметно – как вагон поезда. В принципе, стартовать можно и на третьей. 90-сильный шестицилиндровый двигатель плавно разгоняет автомобиль, а гидромуфта скрадывает любое дрожание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С таким агрегатом в пробках можно не пользоваться сцеплением – нужно лишь нажать педаль тормоза, а потом отпустить, и автомобиль плавно начнет набирать ход.

Кик-даун, конечно, на ЗИМе не сделаешь, и разгоняться быстро он не умеет. Но это конструкторы и не ставили своей задачей: наоборот, они стремились уменьшить количество переключений передач, резких ускорений и замедлений. Тем более, что переключать передачи и не хочется из-за длинного хода рычага.

зим у трапа самолета гдр историческое фото
Bundesarchiv
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Судя по словам коллеги, советские инженеры добились своей цели: такой плавной поступью, как у ЗИМ, мало какой современный автомобиль обладает.

«Как будто обнимаешь глобус»

Удивительно, что при огромных размерах ЗИМов их водители страдали от тесноты, пишет автор тест-драйва. На переднем ряде пространства не больше, чем в «Победе». Диван хотя и мягкий, но отрегулировать расстояние до руля нельзя, и водитель оказывается буквально прижат к рулю.

автомобиль зим тест-драйв
Андрей Владимиров - Колёса
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Который, кстати, просто огромен. «Когда держишь его в положениях девять-три, впечатление, что обнимаешь огромный глобус», — описал он.

Рулится ЗИМ легко, хотя маневрировать на нем нужно осторожно. Машина сильно кренится в поворотах, а тормозит неохотно. Педаль тормоза настолько тугая, что приходится напрягать спину, чтобы надавить ее достаточно сильно.