Авто для подпольного миллионера: куда исчез Volkswagen Phaeton

Существует старый закон жизни: в высшем свете статус и престиж важнее, чем объективные вещи, такие как техническое совершенство. Вот почему вы не найдете представительских автомобилей популярных народных брендов. Volkswagen, Toyota, Nissan, Honda — все эти марки предлагают машины классов B, C, D. Когда у них появляется желание и возможности попробовать себя в премиуме, они создают отдельный бренд, вроде Lexus или Infiniti.
Из любого правила возможны исключения
Видимо, так считал Фердинанд Пиех, глава концерна Volkswagen в девяностые и нулевые годы.
Основания думать подобным образом у него были. Возьмем, к примеру, чиновников, слуг народа – им нежелательно кичиться властью и высокими доходами, даже если все это у них есть. Значит, в госзакупках имеет неплохие шансы на успех бренд... скажем, Volkswagen, что в переводе как раз означает «автомобиль для народа». Но по сути это будет представительский автомобиль — и по размерам, и по начинке.

Момент был подходящим, чтобы нанести удар «снизу» по таким маркам, как Mercedes, BMW или вышеупомянутый Lexus. Спрос на автомобили F-класса быстро рос, а Mercedes-Benz поколения W220 выпускался уже несколько лет, успев поднадоесть пресыщенным топ-менеджерам и селебрити. Дизайн же нового BMW 7-й серии проекта E65, нарисованный Крисом Бэнглом, оказался слишком эпатажным и отпугнул часть покупателей от баварца.

VW создает убийцу премиум-тачек
Сам концерн Volkswagen купался в прибылях от продаж удачных моделей Golf и Passat, поэтому мог инвестировать большие суммы в создание технически продвинутого автомобиля. Так что с инженеров сняли «ошейник» и «намордник», дали $1,4 миллиарда на расходы и сказали: «Дайте себе волю».
И вот уж они оторвались! Будущий Volkswagen Phaeton получил фишки, которых не было у многих настоящих премиум-автомобилей конкурентов. Богатая линейка двигателей, в том числе невероятный W12 и легендарный дизель V10, победитель «Дакар» и первый в мире дизель, уложившийся в нормы экологичности «Евро-5». Электроприводы на всем, вплоть до открывающихся шторок дефлекторов климатической системы. Телевизоры и аудиосистемы, обдув всех боковых стекол, филигранно настроенное управление, полный привод с муфтой Torsen, пневмоподвеска и отделка шпоном эвкалипта...


Phaeton представили в 2002 году
Журналистов, проводивших тест-драйвы, машина привела в восторг — нет, это неверное слово, в экстаз. «Он достигает незаконных скоростей, как по волшебству, – писал автор Car and Driver в 2004 г. – А 6,0-литровый W12... выдает свои 420 лошадей с плавностью, подобной электродвигателю, издавая только безмятежный свист реактивного самолета в четырех милях над головой... Здесь так мало резких движений головой, так мало намеков на перенапряжение или стресс автомобиля, что теща на заднем сиденье будет оставаться блаженной во время ее разглагольствований о вашей очевидной неспособности позволить себе Audi».

Да, но...
Журналисты не были целевой аудиторией Volkswagen. Работники СМИ – это все же небогатые люди, и их ценности не совпадают с ценностями богачей.
Покупатели же не поняли шутки: секунду, вы предлагаете очень дорогой дешевый люкс-автомобиль?
Насколько обеспеченные люди не хотели ездить на огромной копии Golf, говорит хотя бы один факт: купив новый экземпляр, вы через три года выручили бы за него на вторичном рынке всего 40% от изначальной стоимости. Ни одно авто премиум-марки так быстро не дешевеет. Phaeton приносил Volkswagen одни убытки: по расчетам аналитиков, на каждом проданном экземпляре концерн терял $30 тысяч.
Компания пыталась спасти модель, добавляя новые фишки, но ничто не помогло, и в 2016 году проект тихо закрыли. За все годы было выпущено всего 85 000 экземпляров. Исключения из правила не произошло.