«I Love Yugo»: как Америка любила и ненавидела советскую малолитражку

Малолитражке из Югославии удалось то, чего так и смогли Lada и Škoda — покорить США.
«I Love Yugo»: как Америка любила и ненавидела советскую малолитражку
Колёса
Содержание статьи

В соцлагере Восточной Европы легковые автомобили делали многие страны: Чехословакия, Польша, даже Венгрия, не говоря уже об СССР. Были автозаводы и в социалистической Югославии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом зверинце предприятий выделялся завод «Црвена Застава». Другие автозаводы выпускали лишь лицензионные версии западных автомобилей. «Застава» тоже довольно долго делала копии малолитражных моделей Fiat 600 и затем Fiat 128, однако в конце 1970-х окрепший завод все же решил создать собственную модель, пусть и на основе двух итальянских: Fiat 127 и 128.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Yugo – это не «you go», а «юго»

Поначалу новинку назвали скромно Zastava 102, но больше прижилось другое название, выбранное в ходе народного конкурса: патриотическое слово Jugo. Позже, когда эту модель решили поставлять за рубеж, ее переименовали в Yugo, чтобы англоговорящие покупатели не произносили ее название как «Джуго». К бренду добавилось название модели Koral – вуаля, герой этой истории перед вами.

Yugo Koral ждала долгая, интересная и замысловатая судьба. Только появившись в продаже в 1981-м, у себя на родине он был назван «Автомобилем года» (кто бы сомневался). Дешевый и простой как коловорот, он и продавался бойко.

Но правительство Югославии хотело не столько удовлетворить потребность собственного народа, сколько поставлять машинку на экспорт, тем более, что потенциал в ней чувствовался, благодаря лицензионному мотору Fiat, относительно современному дизайну... и баснословно низкой цене.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Качество, цена, дизайн: выберите два

На Западе югославские машины заняли свою нишу. Вот как ее можно примерно себе представить.

Например, в Великобритании чехословацкие Škoda ценили за высокое качество и оригинальную конструкцию, но модельный ряд этой марки в те годы уже серьезно устарел. Советские «Лады» и «Москвичи» были на неплохом техническом уровне, однако стоили лишь ненамного дешевле местных европейских машин, а подчас и дороже, и качество у них было неидеальным.

Экспортный вариант Yugo получил развитый обвес.
Экспортный вариант получил развитый обвес.
Колёса
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Yugo же при неплохом конструктиве стоили почти в 2 раза дешевле той же Lada Samara. Правда, качеством югославские машины стояли еще на ступеньку ниже и относились к более компактному классу, B против ладовского C.

Забавный факт: Yugo, возможно, стала единственной советской моделью с генами Fiat, которая продавалась в Италии. Обычно как раз было наоборот: итальянский концерн активно продавал свои машины в соцлагере.

США: «Собрана как под дулом пистолета»

Самое парадоксальное, что Yugo неплохо прижился в Америке, хотя американские водители вообще-то не жалуют малолитражки. В 1983 году первые три экземпляра в Штаты привез эмигрант Мирослав Кефурт и показал на выставке в Лос-Анджелесе: позже другой бизнесмен, некто Малкольм Бриклин, выкупил у него права на продажу югославских машин и наладил их импорт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Появившись в продаже в 1985-м, Yugo Koral сразу был назван «худшим автомобилем в США». Как только над ним не потешались! «Основная функция обогрева заднего стекла в том, чтобы греть руки, когда толкаешь машину», – писал один из покупателей.

«У каждого бывают времена, когда нужен Yugo», гласил рекламный слоган Yugo
«У каждого бывают времена, когда нужен Yugo», гласил рекламный слоган.
BosnianHistory - X

Однако факт в том, что продавалась советская машина неплохо. Чего удивляться, если стоил Yugo в Калифорнии меньше $4000 тысяч – три месячных зарплаты среднего американца в то время. Более того, на них давалась 10-летняя гарантия! Не надо покупать подержанную машину – купите новую, убеждала реклама. «У каждого бывают времена, когда нужен Yugo», гласил рекламный слоган.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь после смерти: сербский вариант «классики»

Всего в США было продано около 150 тысяч автомобилей этой модели. Потом наступили лихие 1990-е, и поставки за океан прекратились, но необычная судьба Yugo совершила пару новых поворотов. В трудные годы ее производство сократилось, а потом и вовсе остановилось, когда Хорватия и Сербия – страны, совместными усилиями делавшие узлы для машины – оказались по разные стороны фронта. Но в 2000-х завод восстал из руин и продолжал выпускать Koral до 2008 г.

Jugo 45 автомобиль
GettyImages

В наши дни в Сербии эта модель столь же популярна, как в российской глубинке «классика» Lada. Причины те же: купить экземпляр можно всего за 200-300 евро. С запчастями нет проблем, и вокруг полно сервисменов и просто опытных автомобилистов, готовых отремонтировать вашу машину с закрытыми глазами. Сербы даже реимпортируют некогда проданные за рубеж автомобили. Такой вот феномен — вроде некачественная, вроде и недолговечная... но оказалась живучее многих.