Степень сжатия и компрессия в двигателе – это одно и то же или нет

В цилиндрах ДВС топливо-воздушная смесь сжимается. А насколько сильно ее сжимают, показывает степень сжатия. Но и компрессия тоже показывает, насколько сжимают смесь. Так что, эти две величины – одно и то же? Нет.
Степень сжатия и компрессия в двигателе – это одно и то же или нет
PickPik
Поршни в цилиндрах двигателя движутся вверх-вниз. Крайние положения движения, верхнее и нижнее, называют «мертвыми точками».

В нижней точке, когда объем цилиндра наибольший, впрыскивается топливо: затем поршень поднимается, сжимая топливо, и вблизи верхней мертвой точки его воспламеняют.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разницу объема полости между поршнем и стенками цилиндра в двух мертвых точках и называют степенью сжатия. Ее можно рассчитать, зная ряд параметров мотора: длину и диаметр цилиндра и длину хода поршня, так что это чисто геометрический параметр. От того, новый двигатель или старый, она не зависит.

шестицилиндровый двигатель в разрезе
Поршни 3 и 4 цилиндров этого двигателя находятся в верхней мертвой точке.
itoldya_test1 - GetArchive
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Компрессия – практический параметр

Если вы покупаете машину с пробегом или заехали в автосервис на диагностику двигателя, вам наверняка рекомендуют замерить компрессию – важный параметр, говорящий о здоровье двигателя.

замер компрессии двигателя
Liqui Moly

Для ее проверки из замеряемого цилиндра выкручивают свечу зажигания, на ее место ввинчивают специальный манометр (компрессометр) и прокручивают мотор, нагнетая сжатие. Компрессометр показывает, какое давление создается в верхней мертвой точке. Например, если давление равно 9 атмосферам, то диагност скажет, что «компрессия равна 9».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоп, но ведь в нижней мертвой точке давление в цилиндре равно давлению окружающего воздуха, то есть, оно составляет 1 атмосферу, скажет внимательный читатель. Получается, что компрессия равна степени сжатия, разве не так?

Почему компрессия не равна степени сжатия

На практике, эти параметры не совпадают по двум причинам.

Во-первых, компрессия зависит от состояния двигателя. Если цилиндры потеряли герметичность, то смесь воздуха и паров топлива будет утекать через образовавшиеся щели между поршнем и стенками цилиндра, в зазоры клапанов, и тогда он не сможет создать высокое давление.

engine diagnostics
Needpix

Другая причина в том, что компрессию обязательно меряют на разогретом двигателе. А это значит, что воздух в верхней мертвой точке нагревается от металла. А у нагретого воздуха, по законам физики, давление повышается.

Так что регулярно проверяйте компрессию и ставьте оценку – понравилось объяснение или нет.