Степень сжатия и компрессия в двигателе – это одно и то же или нет
В нижней точке, когда объем цилиндра наибольший, впрыскивается топливо: затем поршень поднимается, сжимая топливо, и вблизи верхней мертвой точки его воспламеняют.
Разницу объема полости между поршнем и стенками цилиндра в двух мертвых точках и называют степенью сжатия. Ее можно рассчитать, зная ряд параметров мотора: длину и диаметр цилиндра и длину хода поршня, так что это чисто геометрический параметр. От того, новый двигатель или старый, она не зависит.
У современных бензиновых двигателей степень сжатия колеблется примерно от 8:1 до 12:1, а у дизельных – от 14:1 до 23:1. В разговоре часто единичку отбрасывают, говоря просто «степень сжатия равна 11», к примеру.
Компрессия – практический параметр
Если вы покупаете машину с пробегом или заехали в автосервис на диагностику двигателя, вам наверняка рекомендуют замерить компрессию – важный параметр, говорящий о здоровье двигателя.
Для ее проверки из замеряемого цилиндра выкручивают свечу зажигания, на ее место ввинчивают специальный манометр (компрессометр) и прокручивают мотор, нагнетая сжатие. Компрессометр показывает, какое давление создается в верхней мертвой точке. Например, если давление равно 9 атмосферам, то диагност скажет, что «компрессия равна 9».
Стоп, но ведь в нижней мертвой точке давление в цилиндре равно давлению окружающего воздуха, то есть, оно составляет 1 атмосферу, скажет внимательный читатель. Получается, что компрессия равна степени сжатия, разве не так?
Почему компрессия не равна степени сжатия
На практике, эти параметры не совпадают по двум причинам.
Во-первых, компрессия зависит от состояния двигателя. Если цилиндры потеряли герметичность, то смесь воздуха и паров топлива будет утекать через образовавшиеся щели между поршнем и стенками цилиндра, в зазоры клапанов, и тогда он не сможет создать высокое давление.
Другая причина в том, что компрессию обязательно меряют на разогретом двигателе. А это значит, что воздух в верхней мертвой точке нагревается от металла. А у нагретого воздуха, по законам физики, давление повышается.
Так что регулярно проверяйте компрессию и ставьте оценку – понравилось объяснение или нет.