Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины «ИФ-9»

С появлением этой разработки футуристические идеи о летающем транспорте могут обрести материальную форму, а концепты, которые поначалу казались невозможными, - стать обыденностью. Стоит только поднять голову вверх!
Что получится, если скрестить автомобиль с коптером: концепт первой отечественной летающей машины «ИФ-9»
Архивы пресс-службы
В 2019 году мы уже писали об одной разработке Ивана Филатова: прототипе электробайка, способого развивать скорость до 100 км/ч. Но сейчас речь пойдет о новом проекте инженера — первом летающем автомобиле.

Как оказалось, электробайком «Лось» область интересов выпускника МГТУ им. Н.Э. Баумана, ныне преподавателя кафедры МТ-9 Ивана Филатова не ограничилась. Он основал собственное Дизайн-конструкторское бюро «Филатов», куда пригласил талантливых дизайнеров и инженеров — бывших студентов своей альма-матер. Теперь компания занимается разработкой и производством различной продукции для железнодорожного и автотранспорта, а также презентует необычные изобретения в других отраслях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, в коллекции создателей есть и макеты электропоездов, и VR-шлемы, и умные мусорные баки, и троллейбусы-автобусы, и роботы для складских помещений - и много всякой всячины. Но вот недавно серия революционных концептов пополнилась еще более инициативной разработкой - первым в России прототипом летающего автомобиля. Модель получила название «ИФ-9». По словам создателей, она сочетает в себе ряд уникальных решений и сможет внести вклад в эволюционный путь летающих транспортных средств.

летающий автомобиль в России
«ИФ-9»
Архивы пресс-службы
летающий автомобиль в России
«ИФ-9»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По законам малой авиации: как устроен «ИФ-9»

Представленная модель, как и прошлые подобные разработки, по сути является симбиозом автомобиля и квадрокоптера. Но ее компановка отличается от аналогов. Двигатели с воздушными винтами здесь размещены на складных, поворотных лучах, закрепленных по углам кузова. Когда лучи с винтами не задействуются, для большей эстетики они складываются в специальные отсеки по бокам автомобиля: решение играет не только на пользу дизайну, но и улучшает аэродинамику в тот момент, когда ТС передвигается по земле. Во время полета же «крылья» расправляются. Если смотреть внимательнее, получится заметить увеличенный диаметр лопастей воздушных винтов. Этот ход был тоже предусмотрен. За счет такой конструкции у модели значительно возрастает КПД и увеличивается время полета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Преимущество машины в том, что она с одинаковым успехом как ездит по дороге, так и парит в воздухе. Согласно концепту, двигатели воздушных винтов и привод колес могут питаться от любого возможного источника — электрического, гидравлического или водородного.

«ИФ-9» — концепт первого российского летающего автомобиля
«ИФ-9»
Архивы пресс-службы
«На первое место в проектировании мы поставили безопасность, функциональность и эргономику»
Дизайн-конструкторское бюро «Филатов»

Система спасения пассажиров

Для комфортного полета автомобиль «ИФ-9» оборудован двухместным салоном по центру (почти как в истребителях), а вот за безопасность пассажиров отвечает кабина-капсула с системой спасения. При нештатной ситуации капсула с людьми эвакуируется, то есть выстреливает вверх с помощью пиропатронов, а затем раскрываются парашюты. В момент приземления срабатывает система гашения скорости для мягкой посадки. По словам инженеров, технология исправно сработает даже на небольшой высоте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
летающий автомобиль в России: «ИФ-9»
кабина-капсула в «ИФ-9»
Архивы пресс-службы

Не последнюю роль в конструкции летающего автомобиля играют лидары и датчики. Они в фоновом режиме проводят мониторинг обстановки перед взлетом и посадкой, чтобы на всех этапах путешествие было безопасным. Сам полет может проходить как в ручном, так и в беспилотном режиме.

Передняя и задняя часть машины оборудованы большими LED-мониторами: на них могут транслироваться габаритные огни или, например, поворотники.

Пока «ИФ-9» находится на стадии концепта, для его реализации команде еще предстоит привлечь к проекту инвестиции и подключить разнопрофильных специалистов. Но первые шаги уже сделаны: завявка на патент подана, а прототип модели на пульте управления испытан в размерах 1:5. Что интересно, эргономику «ИФ-9» проверяли на смоделированной VR – сцене: специальное кресло в точности повторяло сидение с рулем-штурвалом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как только все технологии будут отработаны, в том числе утверждены летные характеристики (эта часть работ запланирована как раз на январь), дизайнеры перейдут к более серьезным тестам и придадут машине запланированный внешний вид.

салон в летающей машине «ИФ-9»
салон в «ИФ-9»
Архивы пресс-службы

Если все пройдет гладко, первые «взрослые» полеты летающей машины будут проходить на небольших дистанциях — по законам малой авиации. Хотя сценарий эксплуатации разработчики видят больше гибридным. То есть в городе на ТС можно будет передвигаться, как на обычной машине, а вот уже за пределами мегаполиса — искать приемлемую площадку, оборудованную источниками питания (такие станции неплохо смотрелись бы рядом с привычными АЗС), и взлетать. Полет вряд ли будет продолжаться долго, поэтому через некоторое время все же придется посадить машину, снова ее запитать и продолжить путь, но уже в режиме классического автомобиля.