Вы когда-нибудь слышали про X-образные двигатели? Полагаю, что нет, если вы любите автомобили. Да – если увлекаетесь военной техникой и знаете про боевую платформу «Армата».
Двигатель-«крест» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда

При такой конструкции, длина мотора уменьшается в 2 раза по сравнению с V-образным и в 4 раза – по сравнению с рядным, двигатель получается более легкий и компактный.
X8 для модели A
Когда инженеры Ford работали над будущей моделью Model A в начале 1920-х, Генри Форд загорелся идеей оснастить ее мотором X8. И назначил главой этого проекта своего лучшего конструктора Юджина Фаркаса, инженера венгерского происхождения, знаменитого созданием Ford Model T и трактора Fordson.

Изначально разработчики хотели придать мотору водяное охлаждение и – неслыханная инновация для тех времен – верхнеклапанный газораспределительный механизм. Но, повозившись с такой конструкцией и оценив сложности, выбрали другой вариант: двигатель воздушного охлаждения с плоскими головками цилиндров, с двумя вентиляторами с обеих сторон от коленвала.
Капризы техники
Работа над новинкой продвигалась с трудом. X-образные двигатели довольно капризны: поскольку цилиндры в нижних двух рядах работают в перевернутом положении, есть сложности с тем, чтобы сбалансировать охлаждение, впрыск и смазку верхних и нижних цилиндров.

А кроме того, такой двигатель довольно сложно обслуживать: попробуйте-ка подлезть к нижним головкам для замены свечей зажигания!
Насилу менеджерам Форда удалось уговорить его оставить идею поставить на Ford Model A странный мотор. Было выпущено пара десятков образцов, после чего инженеры быстро сварганили неплохой рядный 4-цилиндровый двигатель: с ним легковушка и встала на конвейер в декабре 1927 года.
При чем тут СССР
В начале 1930-х СССР заключил контракт с Ford на строительство будущего Горьковского автомобильного завода и купил лицензию на производство той самой модели Ford Model A. Советский вариант получил название ГАЗ-А. Вот и выходит, что если бы Форд добился успеха с X8, то и первые массовые советские автомобили получили бы этот мотор.

Обидный патент
Первую попытку запатентовать этот мотор Форд сделал еще в 1920 году, опасаясь, что его «гениальную» идею перехватят конкуренты. Но патентное бюро США отклонило заявку.
Лишь в 1927 году патентные юристы Ford (которых, видимо, забыли предупредить, что проект закрыт) все же добились победы. Надо думать, лицо Форда перекосило, когда ему радостно отрапортовали об этом успехе.
Обогнал историю
Форд умел мыслить смело, и ему принадлежит немало важных инноваций.
Он верил, что X-образный мотор поможет ему на 10 лет опередить конкурентов. В общем-то, он и не ошибался: примерно через десятилетие время X все же пришло, только не в автомобильном мире.
С 1939 по 1942 гг. Rolls-Royce выпускал авиационный двигатель X24 Rolls-Royce Vulture колоссальным объемом 42 л, переделанный из двух V12. За счет такой компоновки удалось снять с одного мотора мощность около 1500 л. с.

У General Motors была пара X-образных морских двигателей. Второй вышел неудачным, а вот первый, модели 16-184, идеально вписался в американские корабли-охотники за подводными лодками.

Наконец, в СССР с 1970-х разрабатывали танковый двигатель А-85-3А конфигурации X12 (тогда он носил название 12ЧН). Компактный и мощный, он уже в наши дни был доведен до серийного выпуска и нашел применение в боевых машинах платформы «Армата».