«Носатый, ты где?» Куда исчезли российские капотные автобусы КАвЗ
Речь идет о семействе КАвЗ-3976, выпускавшемся Курганским автобусным заводом на базе грузовиков ГАЗ-3307 / 3308 / 3309. Автобусы с мотором в капоте перед салоном были изюминкой этого предприятия еще с советских времен, затем остались ею уже в новое время. Но вот что удивительно...
Капотные автобусы должны были исчезнуть еще 40 лет назад
В 1980-х курганцы работали над новым поколением автобусов и хотели сделать его бескапотным. Важнейшее преимущество бескапотных, или вагонных, автобусов – увеличенная вместимость и компактные габариты. Именно по этим причинам ПАЗ – другой автобусный завод, работающий на агрегатах Горьковского автозавода – перешел на вагонную компоновку еще в конце 1950-х.
Однако КАвЗу поступить так же запретили: из Минавтопрома СССР спустили указание делать именно капотный автобус, по версии дзен-канала «машина».
Полмиллиона «носатых»
Как ни странно, консервативное решение оказалось удачным. Вскоре СССР почил в бозе, а с ним исчез и правительственный орган, давший указание. Но капотные автобусы сохранили популярность: их охотно покупали в первую очередь в небольших городах и на предприятиях под нужды служебного транспорта. У «носатых» были свои достоинства:
- удобство ремонта и обслуживания двигателя,
- высокая взаимозаменяемость запчастей с грузовиками ГАЗ-3307,
- хорошая управляемость на ухабистых дорогах,
- безопасность при лобовом столкновении.
Завод разработал множество модификаций автобуса, включая довольно экзотические – например, горный автобус с турбодизелем воздушного охлаждения. А всего было выпущено 450 тысяч единиц этого семейства – не каждая легковушка достигает такой массовости!
Не вписался в новейшее время
Когда их производство все же прекратили в 2007-м, автобус все еще находил спрос. Конец его истории источники объясняют по-разному. Во-первых, заводу становилось все труднее получать сертификаты безопасности на разработанную 20 лет назад машину. Возможно, и спрос уже начал сокращаться (точно мы не знаем), и руководство завода решило, что пора предложить потребителю что-то новое.
Никто не называет еще одну причину, возможно, самую важную. В то время ГАЗ уже разрабатывал новые грузовики в замену старому доброму «газону» 3307. Еще несколько лет, и КАвЗ остался бы без донорских агрегатов для своего автобуса. Так что годы КАвЗ-3976 в любом случае были сочтены.