«Колхида? Да ты что, Volvo!» 7 тягачей, на которых возили фуры во времена СССР
В период между двумя мировыми войнами грузы между городами и странами возил либо водный, либо железнодорожный транспорт. Начиная с 1950-х, в СССР начала расти сеть асфальтовых шоссе, а с ними стали набирать вес автоперевозки. Появилось знаменитое советское автопредприятие «Совтрансавто».
Кто стал первым
Водителей, работавших в нем, в народе иногда называли «софиками» и считали шоферской элитой. Правда, техника поначалу не отвечала ореолу элитарности: первыми машинами советских дальнобоев были обычные ЗИЛы.
Но «зилки» в магистральных перевозках не пришлись ко двору, с их тесной кабиной, прожорливым бензиновым двигателем. Эти машины разрабатывались, чтобы работать на стройках, а на шоссе нужно было что-то другое.
Как ни странно, первым автозаводом, давшим «софикам» нечто подходящее, стал КАЗ, завод в Кутаиси: именно он раньше прочих начал выпускать бескапотные седельные тягачи КАЗ-605/606 на агрегатах того же ЗИЛ.
На КАЗы, впрочем, были определенные нарекания по безопасности и качеству, да и грузоподъемность их была невелика. Поэтому первой по-настоящему популярной машиной «Совтрансавто» стал МАЗ-504 – мощный, экономичный, с просторной кабиной со спальным местом.
Знакомство с иномарками
МАЗы неплохо справлялись с перевозкой генеральных грузов на внутрисоюзных маршрутах. Но возить скоропортящиеся продукты не могли из-за того, что в СССР не делались рефрижераторное полуприцепы.
Видимо, это и стало основной причиной, по которой Советский Союз с конца 1960-х начал закупать тягачи Skoda 706 RTTN (4х2) и LIAZ 100.471 в дружественной Чехословакии – восточноевропейская фирма в комплект к ним производила полуприцеп.
Была и вторая причина. Вплоть до начала 1960-х, автопром СССР развивался наравне с мировым, но затем начал сказываться застой в командной экономике страны. Примечательно, что во второй половине 1960-х ни один автозавод нашей страны не представил принципиально новых моделей грузовиков, и технический уровень начал отставать от мирового прогресса.
На внутрисоюзных перевозках с этим можно было смириться, но не в международных. В Европе начали ужесточаться нормы безопасности и шумности. Советскую технику стали неохотно пускать на Запад.
Западные бренды в СССР
К началу 1970-х даже восточноевропейские фирмы начали отставать в развитии, и вот в 1973-м в «Совтрансавто» решились впервые закупить партию грузовиков из капиталистической страны: ими стали Volvo F88-32.
Злые языки говорят, что шведы расплатились машинами за долг перед Советским Союзом. Тем не менее, шведские машины хорошо отработали долг – комфортабельные, экономичные, нешумные и надежные. Что важно, Volvo поставляла машины без задержки и окружила их хорошим сервисом. Это разительно отличало их от советских грузовиков, которые из-за перебоев с запчастями могли неделями ждать очереди на ремонт.
В 1975-м советские транспортники купили вторую партию Volvo, на этот раз модель Volvo F89-32 с подъемной третьей осью.
Кроме Volvo, начали также закупать машины Mercedes-Benz L 2232 S. Кстати, немецкий автоконцерн стал первым, кто открыл в советской Москве свой автосалон.
Исправлено по замечаниям читателей. Спасибо за полезные комментарии.