Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев
На смену им пришли электронные паспорта самоходных машин (было ПСМ, стало ЭПСМ).
Казалось бы, переходный период уже давно позади, однако у многих владельцев квадроциклов, снегоходов, мини-тракторов и другой спецтехники по-прежнему есть вопросы и трудности с оформлением документов по новой схеме.
«Электронный паспорт самоходной машины (ЭПСМ) является важным документом для владельцев квадроциклов и снегоходов, – объясняет директор по продажам мототехники бренда Stels Сергей Сурнакин. – Он подтверждает право собственности и легальность эксплуатации транспортного средства».
Без ЭПСМ невозможно зарегистрировать машину, оформить на нее страховку, перепродать или легально передать другому человеку в пользование.
Менять физический паспорт на электронный необязательно
Появление электронных паспортов не обязывает владельцев бумажных документов срочно менять ПСМ на новый образец, объясняет эксперт. Если же собственник все-таки решил оформить ЭПСМ, то старый паспорт (бумажный) будет считаться недействительным.
Как оформить ЭПСМ в 4 шага
Сама процедура несложна. Выполнить ее нужно после заключения договора купли-продажи.
Шаг 1. Собрать пакет документов
Владельцу техники понадобятся ИНН, СНИЛС, паспорт, фотографии самоходной машины и вся техническая документация, связанная с ней.
Шаг 2. Выбрать организацию, которая может оформить паспорт
Пакетом документов владелец сдает в уполномоченную организацию, имеющую лицензию на право оформлять ЭПСМ. «Например, наш производитель квадроциклов и снегоходов Stels входит в данный список, и работа по созданию-оформлению электронных паспортов возложена на плечи дилеров бренда», – объясняет специалист.
Обращаться к дилеру необязательно, если это неудобно. Можно найти ближайшую организацию, зайдя на нужную страницу на сайте Минпромторга РФ или Системы электронных паспортов.
Шаг 3. Регистрация в базе СЭП
Данные машины представители организации вносят в базу СЭП. А ее владелец тем временем проходит регистрацию на этом портале.
Впоследствии все управление электронными документами происходит через личный кабинет: через него можно актуализировать данные, если они изменились, передать ЭПСМ другому лицу и совершить другие действия.
Шаг 4. Подтвердить данные
Как ЭПСМ будет сформирован, владельцу техники в личный кабинет придет оповещение. Получение электронного паспорта на самоходную машину обязательно нужно подтвердить, а также еще раз проверить корректность данных.
Эту ошибку совершают многие владельцы, рассказывает специалист: «В случае "игнора" со стороны покупателя, ЭПСМ просто обнулится и придется вновь обращаться в компанию за повторным оформлением паспорта».
«Спустя время человек вспоминает об этом и не понимает, почему на его технику отсутствует паспорт или паспорт имеет место быть, но без указания ФИО хозяина машины, – говорит он. – И приходится запускать вновь процедуру по оформлению документов».
Подержанный снегоход: в чем особенности
Если покупатель приобрел технику на вторичном рынке, существует два варианта:
Если у предыдущего владельца ЭПСМ был оформлен, он через личный кабинет передает документ новому владельцу.
Если же он не был оформлен, то старый владелец передает бумажные документы, а новый владелец уже оформляет электронные.
«Если же у прежнего хозяина техники вовсе отсутствовали подтверждающие документы на право собственности, новому придется обращаться в суд для восстановления своих прав», – говорит Сергей Сурнакин.