«Дельта», «обезличка» и «комиссионка»: Как в СССР продавали автомобили с пробегом

В 1961 году правительство Советского Союза постановило, что отныне продажа и покупка подержанных автомашин могут совершаться только через государственные автомагазины.
Такие существовали во всех крупных городах. Например, столичный магазин «Автомобили» поначалу находился на Бакунинской улице, а в семидесятые годы его перенесли в Южный порт. За машины с пробегом в нем отвечала 11-я секция, ставшая знаменитой среди автомобилистов.

Как «обезличка» все упрощала...
В принципе, продать машину в те годы было проще пареной репы. Водитель пригоняет машину в магазин, а далее все берет на себя государство: оценщик определит ее цену и машину примут в комиссионный отдел. После этого она попадает в обезличенную продажу – то есть, продавцу и покупателю даже не нужно встречаться. В просторечье такую схему назвали «обезличкой».
...и усложняла
На такой простой вариант в реальности мало кто соглашался из-за непривлекательной цены, обещанной государством. Посудите сами: за «Жигули» в хорошем состоянии магазинный оценщик в семидесятые-восьмидесятые годы назначил бы цену в районе 4-5 тысяч рублей. Для сравнения, новые машины ВАЗ стоили от 6 до 10 тысяч, в зависимости от модели и периода.
Но настоящая петрушка в том, что из-за дефицита новых машин цены на вторичном рынке могли быть куда выше! За бэушную «Жигули» или «Ладу» многие охотно выложили бы 8-9 тысяч.
Еще круче ситуация была с иномарками и «Волгами». Новая ГАЗ-24 в те же семидесятые стоила 9 тысяч рублей, а на черном рынке цена взлетала до 25-30 тысяч. Столько же мог выручить продавец хорошего импортного автомобиля.
Однако продать бэушный автомобиль дороже нового закон запрещал – спекуляция в те времена была уголовным преступлением.

А тут еще «дельта»...
Когда комиссионные отделы только появились, государство постановило, что продавец должен заплатить 7%-ный комиссионный сбор.
Но через несколько лет Компартия сочла, что частный собственник зажрался, и ввело систему, в народе прозванную «дельтой». Суть в том, что покупателю назначали одну цену, а продавцу выдавали на руки другую сумму, меньшую.
Вот реальный пример, приведенный в истории авторынков Советского Союза от издания «За рулем». В начале семидесятых экземпляр ГАЗ-21У «Волга» продавали через «обезличку» за 5880 рублей, но продавцу в договоре обозначили сумму 4600 – фактически на пятую часть меньше. Да плюс комиссионный сбор, который никто не отменял.

Вуаля – имеем черный рынок
Как автомобилисты выходили из положения, довольно очевидно. Официально сделка совершалась на одну сумму, а неофициально покупатель доплачивал продавцу мимо кассы.
Причем прописанную в договоре стоимость старались сделать как раз поменьше, чтобы сократить размер «дельты» и комиссионного сбора. Как, спросите вы, ведь сумму определял оценщик. Все так же – двадцатипятирублевой банкнотой в карман оценщика.
Понятное дело, что такая «левая» продажа – дело лихое, и часто продажа заканчивалась тем, что продавец или покупатель оставался обманутым: кто-то не получал обещанные деньги, кто-то оставался без машины, за которую уже заплатил.

Как в СССР попадали иномарки
Хотя в 1973 году Mercedes-Benz стал первым иностранным автоконцерном, открывшим в Москве свой автосалон, по большей части, он обслуживал учреждения.
Львиная доля иномарок, попавших в руки частных водителей, привозилась в нашу страну иностранцами – дипломатами, журналистами и бизнесменами – приезжавшими в СССР по делам. Покидая Союз, они часто не забирали автомобиль с собой. Он попадал в распоряжение Управления по обслуживанию дипломатического корпуса (УПДК), а через него – на ту самую «обезличку». Правда, хорошие экземпляры до открытого рынка не доходили, поскольку покупатель на них находился задолго до магазина.

А далее все проходило примерно по той же схеме – с той лишь разницей, что на покупку иностранной машины нужно было отдельно получить разрешение в городском исполкоме, решавшем, достаточно ли вы примерный советский гражданин, чтобы владеть зарубежной тачкой.